Совершенстве отношение родителей к себе. Родителям же приходилось оцени-

вать недавно возникшее, изменчивое и противоречивое юношеское <я>. Но

Проблема не становится от этого менее острой: ложные или упрощенные пред-

ставления об образе <я> сына или дочери серьезно затрудняют понимание детей.

За частными фактами стоит более общая тенденция; и родители, и дети

Часто неверно представляют себе оценки и самооценки друг друга. В большом

Американском городе, маленькой сельской общине в Канаде и шведском горо-

Де в разное время был проведен один и тот же опыт. Подросткам и юношам

(13, 15-16и 18-20 лет) и их родителям было предложено с помощью полярных

прилагательных (типа <чистый - грязный>, <терпеливый - нетерпеливый>)

Описать свое и другое поколение, то, как его воспринимает другая сторона

(как старшие оценивают младших и наоборот) и как отцы и дети представляют

себе самооценки Друг друга. Во всех трех случаях результат был один и тот же:

Оба поколения оценивают и себя и друг друга положительно (старших - несколько

Выше, чем младших), но оба поколения неверно представляют себе, как к ним

Относится другая сторона. Младшие ждут отрицательных оценок от родителей,

А родители - от детей. Источник заблуждения ясен - это обобщение неизбежных

Между детьми и родителями взаимных претензий и упреков. Но это ложное

Обобщение существенно осложняет взаимоотношения отцов и детей.

Вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверст-

Ников не имеет однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том,

Что, чем хуже отношения подростка (юноши) со взрослыми, тем чаще он бу-

Дет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и тем

Автономнее будет это общение от взрослых. Но влияния родителей и сверстни-

Ков не всегда противоположны, часто они бывают взаимодополнительными.

Значимость родителей и сверстников принципиально неодинакова в раз-

Ных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей и ориентация

На сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного време-

Ни, общения, потребительских ориентаций. По данным психолога Т. Н. Маль-

Ковской, подавляющее большинство городских старшеклассников предпочи-

Тают проводить досуг вне школы и вне семьи: в свои любимые занятия они

Охотно посвящают сверстников, реже - родителей и совсем редко - учителей.

Мальчики, отвечая на вопрос, с кем они предпочли бы проводить свободное

Время, поставили родителей на шестое, последнее, место, а девочки - на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: