вать недавно возникшее, изменчивое и противоречивое юношеское <я>. Но
Проблема не становится от этого менее острой: ложные или упрощенные пред-
ставления об образе <я> сына или дочери серьезно затрудняют понимание детей.
За частными фактами стоит более общая тенденция; и родители, и дети
Часто неверно представляют себе оценки и самооценки друг друга. В большом
Американском городе, маленькой сельской общине в Канаде и шведском горо-
Де в разное время был проведен один и тот же опыт. Подросткам и юношам
(13, 15-16и 18-20 лет) и их родителям было предложено с помощью полярных
прилагательных (типа <чистый - грязный>, <терпеливый - нетерпеливый>)
Описать свое и другое поколение, то, как его воспринимает другая сторона
(как старшие оценивают младших и наоборот) и как отцы и дети представляют
себе самооценки Друг друга. Во всех трех случаях результат был один и тот же:
Оба поколения оценивают и себя и друг друга положительно (старших - несколько
|
|
Выше, чем младших), но оба поколения неверно представляют себе, как к ним
Относится другая сторона. Младшие ждут отрицательных оценок от родителей,
А родители - от детей. Источник заблуждения ясен - это обобщение неизбежных
Между детьми и родителями взаимных претензий и упреков. Но это ложное
Обобщение существенно осложняет взаимоотношения отцов и детей.
Вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверст-
Ников не имеет однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том,
Что, чем хуже отношения подростка (юноши) со взрослыми, тем чаще он бу-
Дет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и тем
Автономнее будет это общение от взрослых. Но влияния родителей и сверстни-
Ков не всегда противоположны, часто они бывают взаимодополнительными.
Значимость родителей и сверстников принципиально неодинакова в раз-
Ных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей и ориентация
На сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного време-
Ни, общения, потребительских ориентаций. По данным психолога Т. Н. Маль-
Ковской, подавляющее большинство городских старшеклассников предпочи-
Тают проводить досуг вне школы и вне семьи: в свои любимые занятия они
Охотно посвящают сверстников, реже - родителей и совсем редко - учителей.
Мальчики, отвечая на вопрос, с кем они предпочли бы проводить свободное
Время, поставили родителей на шестое, последнее, место, а девочки - на