Детстве, кто предпочитает крупный комфорт мелкому (т. е. пусть у сына будет

<один хороший свитер и одна самодельная лодка, чем десять хороших свитеров

fi ни одной лодки), кто понимает юмор, кто мечтает и вообще впадает в детство>

-Леонид К., 10-й класс).

И. С. Кон

КАКИМИ ОНИ СЕБЯ ВИДЯТ?

Каковы же важнейшие свойства, проблемы и тенденции развития юно-

Цеского самосознания?

Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие

Воего внутреннего мира.

Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний

Тар, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки,

Вбенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Для

Ноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъектив-

Ого опыта, средоточием которого является он сам. Очень образно выразила

> ощущение 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога: <Какая вещь

кется тебе наиболее реальной?> - ответила: <Я сама>.

Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими пережи-

Иями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, красоту

Рйроды, звуки музыки, ощущение собственного тела. Открытия эти нередко

1вершаются внезапно, как наитие: <...проходя мимо Летнего сада, я вдруг

метил, как прекрасна его решетка>; <...вчера я задумался и вдруг услышал

1ние птиц, которого раньше не замечал>. Юноша начинает воспринимать и

Мысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних собы-

рй, а как состояния своего собственного <я>. Даже объективная, безличная

Формация нередко стимулирует старшеклассника к интроспекции, размыт-

Ению о себе и своих проблемах.

Юность особенно чувствительна к <внутренним>, психологическим,

Облемам. Психологи неоднократно, в разных странах и средах, предлагали

ТЯМ разных возрастов дописать неоконченный рассказ или сочинить рассказ

Картинке. Результат обычно одинаков: дети и младшие подростки, как пра-

Ло, описывают действия, поступки, события; старшеклассники и юноши -

Имущественно мысли и чувства действующих лиц. Чем старше (не по воз-

"TV ТпТПП Я Tin \71inT>VTf\ пЛЧТЧ!ГП1п\ ГТТтпгтт тотч Кптп1т,п а~ г,т.тттт" т,""

Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волную-

Щее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических пе-

Реживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, не-

похожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское <я> еще

Неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смут-

Ное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то не-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: