<один хороший свитер и одна самодельная лодка, чем десять хороших свитеров
fi ни одной лодки), кто понимает юмор, кто мечтает и вообще впадает в детство>
-Леонид К., 10-й класс).
И. С. Кон
КАКИМИ ОНИ СЕБЯ ВИДЯТ?
Каковы же важнейшие свойства, проблемы и тенденции развития юно-
Цеского самосознания?
Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие
Воего внутреннего мира.
Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний
Тар, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки,
Вбенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Для
Ноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъектив-
Ого опыта, средоточием которого является он сам. Очень образно выразила
> ощущение 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога: <Какая вещь
кется тебе наиболее реальной?> - ответила: <Я сама>.
Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими пережи-
|
|
Иями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, красоту
Рйроды, звуки музыки, ощущение собственного тела. Открытия эти нередко
1вершаются внезапно, как наитие: <...проходя мимо Летнего сада, я вдруг
метил, как прекрасна его решетка>; <...вчера я задумался и вдруг услышал
1ние птиц, которого раньше не замечал>. Юноша начинает воспринимать и
Мысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних собы-
рй, а как состояния своего собственного <я>. Даже объективная, безличная
Формация нередко стимулирует старшеклассника к интроспекции, размыт-
Ению о себе и своих проблемах.
Юность особенно чувствительна к <внутренним>, психологическим,
Облемам. Психологи неоднократно, в разных странах и средах, предлагали
ТЯМ разных возрастов дописать неоконченный рассказ или сочинить рассказ
Картинке. Результат обычно одинаков: дети и младшие подростки, как пра-
Ло, описывают действия, поступки, события; старшеклассники и юноши -
Имущественно мысли и чувства действующих лиц. Чем старше (не по воз-
"TV ТпТПП Я Tin \71inT>VTf\ пЛЧТЧ!ГП1п\ ГТТтпгтт тотч Кптп1т,п а~ г,т.тттт" т,""
Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волную-
Щее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических пе-
Реживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, не-
похожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское <я> еще
Неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смут-
Ное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то не-