double arrow

Обходимо заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно

Повышается избирательность общения, потребность в уединении.

Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма

Характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.

<Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике вось-

Миклассница. - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверно, была центром

Общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не

Обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не

Влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, но не к себе. Раньше,

Когда у меня наступало равнодушие, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень

хочу жить...> У этой девочки в школе и дома все благополучно, и сама она

Социально очень активна. Чувство одиночества, о котором она пишет, -

Нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. Но подобные

Переживания могут быть острыми и драматичными.

Представления подростка или юноши о себе всегда соотносятся с груп-

повым образом <мы> - типичного сверстника своего пола, но никогда не

совпадают с этим <мы> полностью. Группа девятиклассников оценивала, на-

Сколько определенные морально-психологические качества типичны для сред-

Него юноши и девушки их возраста, а затем для них самих. Образы собствен-

ного <я> оказались гораздо тоньше и, если угодно, нежнее группового <мы>.

Юноши считают себя менее смелыми, менее общительными и жизнерадост-




Ными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их

Ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую

Искренность, справедливость и верность.

Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной

уникальности (<по-моему, труднее меня нет>) с возрастом обычно проходит,

Но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем стар-

Ше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и

<усредненным> сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психоло-

Гической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и про-

Никновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на

Других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внут-



Ренней связи и единства с окружающими людьми.

Не менее важно сознание своей преемственности, устойчивости во

Времени. Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единст-

венным, является настоящее <сейчас>. Ребенок слабо ощущает течение време-

Ни. Детская перспектива в прошлое невелика, все значимые переживания ре-






Сейчас читают про: