Повышается избирательность общения, потребность в уединении.
Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма
Характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.
<Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике вось-
Миклассница. - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверно, была центром
Общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не
Обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не
Влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, но не к себе. Раньше,
Когда у меня наступало равнодушие, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень
хочу жить...> У этой девочки в школе и дома все благополучно, и сама она
Социально очень активна. Чувство одиночества, о котором она пишет, -
Нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. Но подобные
Переживания могут быть острыми и драматичными.
Представления подростка или юноши о себе всегда соотносятся с груп-
повым образом <мы> - типичного сверстника своего пола, но никогда не
совпадают с этим <мы> полностью. Группа девятиклассников оценивала, на-
Сколько определенные морально-психологические качества типичны для сред-
Него юноши и девушки их возраста, а затем для них самих. Образы собствен-
ного <я> оказались гораздо тоньше и, если угодно, нежнее группового <мы>.
Юноши считают себя менее смелыми, менее общительными и жизнерадост-
Ными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их
Ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую
Искренность, справедливость и верность.
Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной
уникальности (<по-моему, труднее меня нет>) с возрастом обычно проходит,
Но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем стар-
Ше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и
<усредненным> сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психоло-
Гической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и про-
Никновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на
Других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внут-
Ренней связи и единства с окружающими людьми.
Не менее важно сознание своей преемственности, устойчивости во
Времени. Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единст-
венным, является настоящее <сейчас>. Ребенок слабо ощущает течение време-
Ни. Детская перспектива в прошлое невелика, все значимые переживания ре-