: Вот и первый барьер: ведь, не признавая, что старшеклассник уже не
(ребенок, взрослые тем самым не признают серьезности вопросов, волнующих
Иго, не считая возможным откровенно обсуждать с ним сложные и острые темы,
Отказывают ему в праве <сметь свое суждение иметь>.
\ В одной анкете спросили: <Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам
Юегче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?< - <Да>, - ответили
)0 процентов ребят 15-18 лет.
I. Например, стремясь разобраться в политических событиях, только 16
Процентов старшеклассников прибегают к помощи родителей и 5 - спрашивают
Учителей. Подчеркнем, что такое соотношение особенно тревожно в сфере,
Соторая имеет серьезное воздействие на мировоззрение.
I Кстати, видя, что за ними не признают права на взрослость, часть юно-
Ией начинают маскироваться, усваивают такой стиль, который помогает им
;крыть какие-либо черты и стороны своей личности, становятся в позиции
"тута>, <ребенка>, <нигилиста> и т. д. Это первые ростки приспособленчест-
|
|
И неискренности.
Проще всего было бы объяснить все эти трудности особенностями воз-
;та. Но приведенные данные в какой-то мере противоречат общему стрем-
Лению юношей быть чаще со взрослыми. Поэтому резонно предположить, что,
км"да юноши не считают возможным быть откровенными со старшими, вино-
Ваты здесь во многом сами старшие.
<Обидеться> на юношей - значит разоружить себя, значит отказаться от
Старания завоевать их доверие. А старания непременно должны увенчаться
Больше отеческих советов, чем они фактически получают, и лишь 10 процентов
Считают, что имеют их больше, чем нужно.
И еще не надо забывать, что, какую бы <маску> ни носили большие
Дети, в них достаточно стеснительности, зачастую они сами не умеют или боятся
Пойти нам навстречу. Значит, за зрелостью и мудростью - первый шаг.
До сих пор мы говорили об активных, действенных связях юношей со
Взросльми. Но есть и другой тип общения, который, впрочем, не назовешь
Пассивным. Молодой человек только слушает и видит, как ведут себя люди в
Обыденной жизни, наблюдает. Ему как будто и дела нет до происходящего, но
Свои выводы он непременно сделает.
Мы, взрослые, порой склонны недооценивать это <пассивное> влияние,
Считая, что ему не сравниться с энергичным воздействием школы, радио,
Телевидения. И остаемся нелюбопытными к тому, к каким именно выводам
Толкнули растущего человека коллизии повседневности. Узнать, поспорить,
Поправить, противопоставить могут лишь те, с кем будут делиться увиденным