Бенка связаны только с его ограниченным личным опытом. Будущее также

Представляется ему только в самом общем виде.

Социальные перспективы. Как писал А. С. Макаренко, чем старше возраст,

Тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей перспективы. У юнощи

Лет близкая перспектива уже не имеет такого большого значения, как у

Подростка в 12-13 лет.

Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией

Юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потреб-

Ности в достижении.

Значение разных проекций времени - прошлого, настоящего и будуще-

Го - неодинаково для людей разного возраста. Беззаботное детство живет настоя-

Щим, для юноши главным измерением времени становится будущее. Дописы-

вая предложенную неоконченную фразу <Я в своем представлении...>, 16-лет-

Ние чаще всего говорят о своих потенциях и перспективах. Сегодняшний день,

.. включая и собственное <я>, - залог будущего, момент становления: <Я в своем

.представлении...> - как короткая фраза в конце неоконченной повести:

.<Продолжение следует...> или: <Я человек, но еще не Человек>.

S Но как сознание своей единственности и особенности приводит к

Открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени

Сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и поня-

Тием смерти, занимающей важное место в юношеских размышлениях и

Дневниках. Мысль о неизбежности смерти вызывает у многих старшеклассни-

IKOB смятение и ужас. <Мне уже 1,5 лет, - пишет девятиклассница. - В этом

Возрасте Лермонтов писал свои первые стихи, Паганини потряс мир волшеб-

Ным смычком, Эварист Галуа открыл свой первый закон. А что сделала я? Я

IfHe открыла закон, не потрясла мир гармонией и красотой звуков. Я - ничто.

!>И я очень боюсь смерти. Я невольно спрашиваю себя: как могут люди

радоваться, грустить, учиться, если <все тем будем>? Попыталась найти ответ

У взрослых. Одни испуганно молчали, другие весело хохотали, а мне было

1длохо и страшно>..

Конечно, так драматично вопрос ставится не всегда. Не все старше-

Классники расположены и способны к философской рефлексии. Одни уходят

IOT пугающих переживаний в п.овседневность, у других дело сводится к возрож-

Дению иррационального детского страха, которого юноша стыдится. Некоторые

Педагоги считают, что чем меньше старшеклассник задумывается о печальных

1вещах, тем лучше. Но этот бездумный <оптимизм> опасен. Именно отказ от

Детской мечты о личном бессмертии и принятие.неизбежности смерти застав-

Ляет человека всерьез задумываться о смысле жизни, о том, как лучше прожить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: