Отсутствие волос на теле, то у девушек, наоборот, вызывает панику оволосение.
Старшеклассники, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяю-
Щие непропорционально много внимания нарядам, делают это в большинстве
Случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. Броские наряды, привле-
Кающие к себе внимание, - средство получить подтверждение, что опасения
напрасны, что юноша или девушка <в порядке>, что он (она) может привлекать
и нравиться. Человек, уверенный в себе, в таком постоянном <подтверждении>
Не нуждается. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает
Ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На
первый план выступают другие свойства <я> - умственные способности, волевые
И моральные качества, от которых зависят успешность деятельности и отноше-
, ния с окружающими.
Насколько объективны, адекватны человеческие самооценки и как это
Свойства меняется с возрастом?
Тивны, чем юношеские, а юношеские - чем подростковые. Но тенденция эта
Не является линейной. Надо учитывать изменение с возрастом самих критериев
Самооценки.
Если в средних классах подросток сильно ориентируется на мнение учи-
Телей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость,
то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают
Р мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятель-
Ности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - у
Ребят может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как
Стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифферен-
Циации интересов и т. д.
, Юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем
; детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств.
I Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориента-
Ции с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержатель-
1ных противоречий самосознания. Дописывая фразу <Я в своем представ-
1:лении...>, многие юноши подчеркивают именно свою противоречивость: <Я в
1 своем представлении - гений +ничтожество>.
J Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопро-
Вождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом,
Озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на