То некоторые девушки были бы рады его уменьшить. Если юношей смущает

Отсутствие волос на теле, то у девушек, наоборот, вызывает панику оволосение.

Старшеклассники, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяю-

Щие непропорционально много внимания нарядам, делают это в большинстве

Случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. Броские наряды, привле-

Кающие к себе внимание, - средство получить подтверждение, что опасения

напрасны, что юноша или девушка <в порядке>, что он (она) может привлекать

и нравиться. Человек, уверенный в себе, в таком постоянном <подтверждении>

Не нуждается. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает

Ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На

первый план выступают другие свойства <я> - умственные способности, волевые

И моральные качества, от которых зависят успешность деятельности и отноше-

, ния с окружающими.

Насколько объективны, адекватны человеческие самооценки и как это

Свойства меняется с возрастом?

Тивны, чем юношеские, а юношеские - чем подростковые. Но тенденция эта

Не является линейной. Надо учитывать изменение с возрастом самих критериев

Самооценки.

Если в средних классах подросток сильно ориентируется на мнение учи-

Телей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость,

то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают

Р мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятель-

Ности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - у

Ребят может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как

Стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифферен-

Циации интересов и т. д.

, Юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем

; детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств.

I Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориента-

Ции с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержатель-

1ных противоречий самосознания. Дописывая фразу <Я в своем представ-

1:лении...>, многие юноши подчеркивают именно свою противоречивость: <Я в

1 своем представлении - гений +ничтожество>.

J Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопро-

Вождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом,

Озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: