1 Застенчивость - самая типичная <болезнь> юношеского возраста. В 17-20
1лет от нее страдают свыше 40%, а в 15-16 лет - свыше 70% юношей и девушек.
Особенно тяжело переживают застенчивость мальчики, так как эта черта ка-
1жется им <не мужской>.
При всей их внешней браваде и самоуверенности, особенно на людях и в
Компании сверстников, довольно многие старшеклассники страдают пони-
1женным самоуважением, что побуждает их <закрываться> от окружающих,
1 представляя им какое-то <ложное лицо> (<представляемое <я>). С суждениями
1 типа: <Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на
1.31юдей впечатление> и <Я склонен надевать <маску> перед людьми> - юноши с
Ризким самоуважением соглашались почти в шесть раз чаще, чем обладатели
Йысокого самоуважения. Юношам с низким самоуважением хочется скрыть
ICBOH слабости, но необходимость <играть роль> вызывает страх, как бы не сде-
Лать ложного шага. Тем самым усиливается внутренняя напряженность. Юно-
|
|
Ши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко все-
Му, что так или иначе затрагивает их личность, болезненно реагируют на кри-
Тику, смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они
Острее реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они об-
Наруживают какой-то недостаток в самих себе. Вследствие этого им свойствен-
На склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты,
Причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважеиия
Человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества.
Это создает серьезную проблему для родителей и воспитателей.
Нп нрл7ппт1пр.твппр,ттнпсть собой и высокая самокоитичность далеко не всегда
идеального <я> - нормальное, естественное следствие роста самосознания и
Необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
У интеллектуально более развитых и творческих подростков расхождение
между наличным и идеальным <я>, т. е. между теми свойствами, которые
Индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значи-
Тельно больше, чем у ребят со средними способностями. Дневники и личные
Документы многих великих людей, напримбр Л. Толстого, также свидетель-
Ствуют о том, что почти все они, кто реже, кто чаще, переживали чувство
Острой неудовлетворенности собой и творческого бессилия.
Рефлексивная самокритика творческой личности и пониженное само-
Уважение невротика похожи друг на друга тем, что в обоих случаях присутству-