double arrow

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на рынке труда

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Развитие предпринимательства и сомозанятости является важнейшим резервом создания новых рабочих мест и повышения уровня занятости населения. Наблюдается рост общей и регистрируемой сельской безработицы.

Основные направления действий на рынке труда.

В области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения:

– обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;

– повышение конкурентоспособности, рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;

– разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;

– динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;

– создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путём создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

– поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;

– обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов.

В области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности

граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определённых профессий и квалификаций:

– разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупнённым группам профессий по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объёмами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

– разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодёжи;

– создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учётом потребностей рынка труда;

– развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

– улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;

– развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

– разработка общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать систему кодирования профессиональной деятельности с учётом международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию;

– разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учётом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;

– создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

– совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства.

В области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования форм социального партнёрства на отраслевых рынках труда:

– проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий вступления РФ во Всемирную торговую организацию;

– совершенствование налогового законодательства РФ с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

– разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда;

– разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

– проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной и лёгкой промышленности;

– поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями;

– поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;

– развитие социального партнёрства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда;

– развитие системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей экономики;

– содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников;

– организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики.

В области развития региональных рынков труда:

– разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения;

– обеспечение и наличие в разрабатываемых региональных отраслевых программах разделов, предусматривающих создание рабочих мест и другие мероприятия, оказывающие положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда;

– проведение мониторинга результатов реализации программ и мероприятий по содействию занятости населения;

– обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учётом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов;

– осуществление комплексных мер по содействию трудовой занятости населения республик Северного Кавказа на основе создания новых рабочих мест в основных сферах экономической деятельности в регионе, создание условий для развития малого бизнеса, развитие национальных промыслов и ремёсел;

– расширение связей организаций с местными образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие материальной базы учебных заведений, совершенствование системы профориентации учащихся общеобразовательных школ с учётом потребностей местных рынков труда;

– разработка и реализация программ содействия занятости населения в населённых пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций;

– развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учётом региональной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения;

– разработка местных программ и развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работ;

– расширение региональных банков вакансий за счёт более полного представления работодателями данных о свободных рабочих местах в территориальные органы службы занятости.

В области регулирования трудовой миграции:

– совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в России с учётом целей въезда и сроков нахождения на территории России;

– создание условий для повышения мобильности рабочей силы на базе системы экономических и социальных стимулов с учётом прогнозов социально-экономического развития РФ;

– достижение баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учётом реальных возможностей субъектов РФ по приёму и обустройству иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на региональном рынке труда;

– совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в благоприятных для расселения районах;

– создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России.

В области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите:

– внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы;

– реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабозащищённые категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вынужденных переселенцев и др.;

– создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обуславливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам;

– обеспечение возможности для наименее социально защищённых категорий граждан (женщин, инвалидов и др.) получения в полном объёме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;

– разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, современных форм обучения (таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости;

– развитие различных форм семейного бизнеса;

– развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

В области финансирования мероприятий по содействию занятости населения:

– консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию занятости и повышению эффективности их использования;

– координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости;

– совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на реализацию мероприятий по содействию занятости населения исходя из потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий населения (безработных граждан) и объёмов оказываемых услуг;

– повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения (как на федеральном, так и на регионально уровне) с точки зрения их социально-экономической результативности;

– совершенствование механизма перераспределения средств федерального бюджета с учётом ситуации на рынке труда в субъектах РФ;

– привлечение средств местных бюджетов и работодателей для реализации мер по содействию занятости работников, подлежащих увольнению.

Важную роль в осуществлении государственной политики занятости играют координационные комитеты содействия занятости населения, которые создаются в целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальном уровнях в рамках социального партнерства. Данные координационные комитеты образуются из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, объединений, представляющих интересы граждан. Координационные комитеты содействия занятости принимают рекомендации в адрес органов власти и самоуправления, объединений (ассоциаций) профсоюзов, объединений (ассоциаций) работодателей, других общественных организаций, содействуют созданию и реализации программ по проблемам занятости населения, разрабатываемых в системе социального партнерства, проводят консультации, экспертизу проектов нормативных актов органов власти и местного самоуправления по проблемам занятости.

Ме­ханизм государственного регулирования занятости населения осуществляется через органы исполнительной власти путём соз­дания и реализации федеральных и региональных программ обес­печения занятости населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: