Явные альтернативы

Когда вопрос включает разнородные мнения относительно объекта установки, наличие или отсутствие явно обозначенных альтернатив может оказывать сильное влияние на ответы респондентов. Особенно хороший пример эффекта явных альтернатив приводится в работе Ноэль-Нойман [62]. Данные получены Институтом общественного мнения при проведении опроса неработающих домохозяек в Восточной Германии. Выборка была разбита на две части. Одним респондентам задавался вопрос: «Хотели бы Вы иметь работу, если бы это было возможно?» (версия А), другим: «Хотели бы Вы иметь работу, или Вы предпочитаете заниматься только домашним хозяйством?» (версия Б). Результаты опроса приводятся ниже:

  Версия А (без фиксированных альтернатив) Версия Б (с альтернативой)
Предпочитаю иметь работу 17% 10%
Хочу работать неполный рабочий день 38% 14%
Не хочу иметь работу, предпочитаю заниматься домашним хозяйством 19% 68%
Нет мнения 26% 8%

Не вполне ясно, почему введение альтернативы (версия Б) привело к столь значительным изменениям результатов. Возможно, многие респонденты интерпретировали версию Б в том смысле, что заниматься домашним хозяйством равноценно другой работе. Может быть, среди немецких домохозяек бытует представление, что работа вне дома не позволяет серьезно заниматься домашним хозяйством. В любом случае явная альтернатива создает контекст для интерпретации вопроса о желании немецких домохозяек иметь работу.

Отметим два общих положения при введении явных альтернатив.

Во-первых, мнения людей не формируются абстрактным образом, они всегда связаны с высказываниями окружающих и жизненными обстоятельствами. Когда задают вопрос без приведения явной альтернативы, респондент может отвечать, придерживаясь ограничения: «при прочих равных условиях». А так как прочие условия очень редко бывают равными, ответы, построенные на подобном допущении, будут приводить к ложным выводам. Размышления в таком ключе вряд ли дадут конструктивные результаты. Кроме того, у респондентов могут возникнуть собственные альтернативы, и потому ответы будут различными. Явное введение альтернатив в вопрос помогает респондентам более четко сформулировать свое отношение в направлении, интересующем исследователя.

Во-вторых, необходимо учитывать очень высокую чувствительность вопросов о мнениях к формулированию альтернатив. Выбор альтернатив целиком определяется программным вопросом исследования. Альтернативы служат «скелетом», определяющим структуру ответов респондентов. При выборе альтернатив обязательно требуются предварительное тестирование и проверка соответствия формулировок поставленной задаче. При тестировании необходимо установить адекватность понимания респондентами предложенного вопроса. Если использование разных альтернатив приводит к существенному смещению результатов, исследование нужно продолжить, чтобы понять, что послужило причиной смещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: