В настоящий выпуск учебного пособия включены материалы для практических занятий по пяти темам: летописание, актовые материалы, писцовое делопроизводство, документы по истории классовой борьбы, программные документы революционных организаций. Выбор тем и конкретных материалов определялся рядом обстоятельств. Во-первых, необходимо было выделить различные виды источников, охватывающих большой период времени от Древней Руси до 1861г. Во-вторых, взять такие источники, на основе которых возможно на практических занятиях поставить некоторые источниковедческие проблемы. В-третьих, отобранные источники должны иметь определенную связь с имеющимися изданиями их и с литературой вопроса.
При определении тем занятий имелось в виду, что по ряду источников, не вошедших в пособие, имеются необходимые и сравнительно доступные их издания, такие как «Пособие для изучения Русской Правды» М. Н. Тихомирова (М., 1953), учебное пособие «Соборное уложение 1649 года» М. Н. Тихомирова и П. П. Епифанова (М., 1961) и некоторые другие.
|
|
В связи с тем, что нет возможности дать, в сборнике полностью тексты источников из-за их объема, проведена выборка наиболее важных и интересных их частей, которые позволяют поставить и рассмотреть конкретные источниковедческие вопросы.
Источники публикуются в облегченном виде, т. е. с заменой букв древнерусского алфавита, вышедших из употребления, и буквенных цифровых изображений современными равнозначными буквами и цифровыми знаками и т. п.
Каждый из видов включенных в настоящий сборник
документов требует своего подхода, своего источниковедческого анализа. Особенно трудоемок анализ летописей вследствие неясности многих вопросов истории летописания и практики летописного дела. Для практических занятий предлагается Повесть временных лет (ПВЛ) - центральный памятник древнего русского летописания.
Фрагменты этого ценнейшего памятника (основной текст — по Лаврентьевскому списку, дополнительный — по Ипатьевскому) выбраны с таким расчетом, чтобы познакомить студентов с основными принципами работы летописцев, формой и содержанием летописи, разнообразными источниками, используемыми ее составителями. Особое значение имеет выявление трех редакций ПВЛ, а также отраженного в ней более раннего русского летописания.
В начале ПВЛ по Ипатьевской летописи сообщается о ее составлении монахом киево-печерского монастыря. Неоднократные подтверждения принадлежности летописца к этому монастырю можно встретить в тексте ПВЛ (ср. статьи под 1051, 1091 и 1096 гг.). Хлебниковский список называет имя печерского монаха-летописца. Это Нестор, известный еще как составитель «Чтения о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского». Однако между принадлежащими Нестору житиями, с одной стороны, и соответствующими рассказами ПВЛ — с другой, обнаруживается ряд фактических несоответствий. Поэтому на практических занятиях целесообразно, произвести сравнительный анализ Нестеровых житий и текстов ПВЛ, а также привлечь сведения о Несторе, содержащиеся в Киево-Печерском патерике.
|
|
Выдубицкий игумен Сильвестр около 1116г. (приписка в Лаврентьевской летописи), по-видимому, переработал труд своего предшественника. Следы его вмешательства в летопись наиболее отчетливо видны в последней части, особенно в тех местах, где говорится о взаимоотношениях Святополка Изяславича и Владимира Мономаха (ср., например, статьи под 1093, 1097 и 1103 гг.).
Текст ПВЛ в Ипатьевской редакции идет дальше конечной для Лаврентьевской летописи статьи 1110г. Непрерывное и подробное изложение событий продолжается вплоть до 1118г., после чего в течение нескольких лет записи носят лапидарный и отрывочный характер — признак остановки в летописной работе. О том, что статьей 1118г. завершается текст последней — третьей редакции ПВЛ, может свидетельствовать сопоставление двух летописных рассказов — под 1096г. (о разговоре летописца с новгородцем Гюрятой Рогоничем) и под 1114 г. (о пребывании летописца в Ладоге и разговоре с ладожским посадником Павлом и ладожанами).
Составление третьей редакции ПВЛ связывают со старшим сыном Владимира Мономаха новгородским князем Мстиславом Владимировичем. Добавочные статьи ПВЛ за 1111—1118 гг., читающиеся в Ипатьевской летописи, посвящены в основном Мономаху и его сыновьям (в первую очередь, Мстиславу). И за предшествующий период Ипатьевская летопись содержит ряд дополнительных по отношению к Лаврентьевской чтений того же характера (ср., например, тексты под 1086, 1098, 1101 и 1102 гг.).
Следует обратить внимание на сообщение под 1117 г. об отъезде Мстислава из Новгорода на киевский юг. Это обстоятельство могло ускорить завершение работы над летописью, над которой, по мнению А. А. Шахматова, трудился неизвестный киево-печерский монах (ср. сведения летописи о событиях в Печорском монастыре).
Очень сложен вопрос о летописных источниках ПВЛ. После работ А.А.Шахматова и его последователей в науке преобладает мнение, что предшественником ПВЛ был Начальный свод 1093—1095 гг., фрагментарно сохранившийся в составе Новгородской первой летописи (НПЛ) младшего извода. На основании сравнительного анализа фрагментов южнорусского источника НПЛ и ПВЛ большинство исследователей пришло к выводу о первичности летописного текста, дошедшего в составе НПЛ. Подобная работа может быть частично проведена и на практических занятиях. Прежде всего необходимо проанализировать предисловие НПЛ младшего извода, пафос которого в противопоставлении «добрых старых времен» неутешительной современности. Всеобщее «несытство», по мысли автора, явилось причиной обрушившегося на Русь бедствия — нашествия «поганых», «...а и скоты наши и села наши и имения за теми суть»,— говорит летописец, который пишет во время этого нашествия. Следует сопоставить строки предисловия с драматическим повествованием ПВЛ о нападении половцев на Киевскую землю в 1093 г. В тексте предисловия отчетливо звучит оппозиция: старые («хорошие») князья и дружинники и новые («плохие»). Возникает вопрос: человек, какой эпохи мог вспоминать о временах «военной демократии» как о еще переживаемом прошлом, способном укорять настоящее?
Для истории текста предисловия интересно также обещание автора довести изложение летописи до времени византийских, императоров Александра (правильно: Алексея) и Исаака. Так как в Византии было несколько императоров с такими именами, то решить, о каких именно лицах идет речь, сложно. - Заслуживает внимания анализ рассказов о мести Ольги древлянам за убийство Игоря (945—946 гг.). В ПВЛ он имеет «лишний» эпизод, который разрывает текст, связно читающийся в НПЛ. Наконец, необходимо разобраться в причинах отсутствия в НПЛ текстов договоров русских с греками 911, 945 и 971 гг.
|
|
Начальный свод в свою очередь вобрал в себя предшествующее русское летописание. В тексте ПВЛ неоднократно встречаются записи о каком-либо лице или событии, которые не могли принадлежать одному и тому же летописцу (ср., например, записи под 977 и 1044 гг., 1044 и 1101 гг. и 1060 и 1080 гг.). По этим записям можно проследить определенные этапы летописания. Другое примечательное обстоятельство—с 1061г. в летописи появляются точные или полные даты светских событий, свидетельствующие о современности летописных записей этим событиям, о ведении летописи именно в это время. О том же свидетельствует и топографическое описание Киева, помещенное под 945 г. Упомянутые здесь владельцы дворов Никифор и Чюдин фигурируют также в «Правде» Ярославичей (около 1072 г.), а Чюдин еще в нескольких летописных статьях (1068, 1072 и 1099 гг.). Описание можно связывать с летописцем, работавшим в 70-х годах XI в. А. А. Шахматов и его последователи считали этим летописцем печерского монаха, впоследствии игумена Никона. На практических занятиях можно сопоставить факты биографии Никона, известные по Киево-Печерскому патерику, с записанными в летописи событиями, в том числе точно датированными (с февраля 1061 по февраль 1067 гг.). Эти наблюдения очень важны для решения вопроса о Никоне как летописце.
Нелетописные источники ПВЛ по происхождению можно разделить на отечественные и иностранные, по способу передачи информации —7 на письменные и устные. Привлечение письменных нелетописных источников иногда оговаривается летописцем, иногда они просто цитируются или подробно пересказываются. В публикуемых фрагментах отражены оба подхода летописца к используемым им материалам. Устные источники типа преданий и легенд частично воспроизведены в публикуемом тексте, так же, как и сведения об информаторах летописца (Яне Вышатиче, Гюряте Роговиче) и о событиях, описанных летописцем как очевидцем или непосредственным участником. Выделить нелетописный источник из основной ткани повествования сложно. Ведь та или иная повесть или сказание могли быть составлены и самим сводчиком в процессе работы над летописью. Одним из признаков введения в летопись дополнительного источника является наблюдающееся иногда при этом дублирование известий. Это может быть прослежено на примере Повести о Васильке Теребовльском (под 1097 г.) и последующих летописных записей (под 1098, 1099 гг.).
|
|
Для изучения истории феодальной России имеют особое значение актовые материалы. В узком смысле слова под актами понимают письменные источники, и которых в юридической форме фиксировались сделки, договора, как экономические, так и политические между частными лицами, частными лицами и государством, государствами, государством и церковью. В широком смысле под актовыми документами, понимают все официальные материалы, имеющие юридическую, правовую основу, такие как грамоты или другие распоряжения верховной власти и центральных учреждении, деловая документация и т. п.
Изучение состава и особенностей актового материала позволяет проследить развитие феодальной правовой надстройки, определяемой сущностью производственных отношений феодального строя. Следует иметь ввиду, что сохранность актового материала до XVI в. сравнительно невелика, а для Древнерусского государства минимальна. Это и объясняет повышенный интере с историков и правоведов как к изучению всего комплекса сохранившихся актов, так и отдельных групп и конкретных актов.
При изучении актовых материалов, также как и при изучении других письменных источников, возникают попроси их подлинности, места и времени возникновения, обстоятельств появления, истолкования содержания. Вместе с тем, актовый материал, отражающий юридические нормы, имеет свою внутреннюю структуру, соответствующую установившимся правовым отношениям. С этой точки зрения определенное значение имеет исследование развития формуляра актов. Он имеет свою специфику у отдельных видов актов в зависимости от характера, времени, места и обстоятельств совершения акта. Изменялся как порядок изложения составных частей акта, так и содержательная часть.
Актовый материал как явление исторической жизни прошел сложную эволюцию. На стадии становления феодальных отношений, когда большую роль играло обычное право, письменные акты только начинали свою жизнь, причем развитие получили акты внешнеполитических сношений (например, договоры Руси с Византией) и княжеские распоряжения в виде различных уставов. Отсутствие четкого разграничения между государственным и частным правом, столь характерное для развития феодализма, породило значительное число документов не только формирующих определенные отношения по частным вопросам, но и создававших прецедент для последующих решений, т. е. создавало правовые нормы.
Дошедшие до нас актовые материалы в литературе классифицируются либо по формальному признаку на публичноправовые (т. е. акты со стороны государства) и частноправовые (акты отдельных лиц), что характерно для буржуазных историков, либо исходя из определения места этого материала в общественной жизни и значения его для изучения явлений общественных отношений. Наиболее последовательное обоснование этой последней классификации дано Л. В. Черепниным в работе «Русские феодальные архивы XIV—XV веков». В результате выделяются определенные группы актового материала, характеризующие те или иные процессы: социально-экономические, государственное управление, суд, церковное право, внешнюю политику и т. д.
Значительная часть древнерусских актов в настоящее время опубликована. Среди дореволюционных публикаций актового материала не потерявших научного значения доныне, хотя и имеющих ряд недостатков: выборочность, случайный характер материалов, многоплановость, неудовлетворительные приемы публикации, отметим «Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией» (тт. 1:—5, СПб., 1841 —1842) с именным и географическим «Указателем к актам историческим» (СПб., 1843), «Акты, относящиеся до юридического быта Древней России» (СПб., тт. 1—3, 1857—1884), «Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею имп. Академии наук» (СПб., тт. 1—4, 1836), с указателем к ним (СПб., 1858), а также «Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства» (СПб., 1838) с именным и географическим указателем (СПб., 1840).
В советское время предпринято издание всех актов до начала XVI в. как опубликованных ранее, так и не напечатанных. С этой целью был подготовлен и выпущен ряд изданий актовых материалов. В 1949г. изданы новгородские и псковские государственные и частные акты XII — начала XVI вв.— «Грамоты Великого Новгорода и Пскова» (М.—Л., 1949) с ценными сведениями по социально-экономической истории, классовой борьбе, внутренней и внешней политике.
Большое издание «Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв.» (М.—Л., 1950) включило все известные акты этого вида, начиная с духовной великого князя Ивана Калиты до духовной Ивана IV (1339—1572 гг.).
«Акты феодального землевладения и хозяйства» (чч. 1—3. М., 1951—1961) представляют собой публикацию, копийных книг московской митрополичьей кафедры и актов архива Волоколамского монастыря.
Обширный актовый материал (1157 актов) по истории феодального землевладения, положению крестьян из архивов Троице-Сергиева, Белозерского, Спасо-Евфимьева, Симонова и других монастырей включает издание «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV— начала XVI вв.» (тт. 1—2, М., 1952—1958).
Несколько особое положение занимает публикация «Памятники русского права» (вып. 1—8. М., 1952— 1963). Вышедшие тома охватывают памятники права, начиная с Киевской Руси и до петровского времени включительно. Наряду с публикацией памятников в издание включены текстологические и историко-правовые комментарии.
Для практических занятий отобраны три группы актов. Первую составляют духовные и докончальные грамоты. Среди духовных грамот три — Климента, Патрикея Строева и Григория Львова — представляют соответственно XIII, XIV и XV вв. Они являются образцами духовных грамот, исходивших от частных, лиц, и касаются круга вопросов, связанных с передачей движимого и недвижимого имущества наследникам. Среди них — духовная Климента — один из древнейших, русских актов, сохранившийся в подлиннике на пергамене. На полосе пергамена размером 27 на 12,5 см текст нанесен с двух сторон почерком с палеографическими приметами середины или второй половины XIII в. На лицевой стороне почерк убористый, на обороте, где оставалось (больше места для письма — почерк более свободный. Текст «рукописания» свидетельствует о передаче имущества Климента новгородскому Юрьеву монастырю, причем эта передача может рассматриваться как оплата долга монастыря за взятые когда-то у него деньги. При анализе грамоты следует обратить внимание на характеристику хозяйственной и торговой деятельности автора духовного завещания. Аналогичный характер имеют завещания Патрикея Строева и Григория Львова.
Особое место занимают духовные грамоты великих московских князей. Это были акты большого политического значения. Именно этим объясняется сравнительно хорошая сохранность этого вида грамот в архивах. Наряду с обычным перечислением завещаемого имущества грамоты великих московских князей позволяют акцентировать внимание на вопросах развития экономики и политической власти в процессе формирования Российского государства.
Приводимые духовные грамоты Ивана Калиты и Дмитрия Донского дошли до нас в двух вариантах (списках). Сопоставление дает возможность установить определенные изменения в их составе в связи с изменяющейся обстановкой. Если в вариантах духовной Ивана Калиты это прослеживается неполно, то в духовных Дмитрия Донского, одна из которых напи сана им до Куликовской битвы (к сожалению сохранившаяся фрагментарно), а другая после— различия весьма существенны. На практических занятиях могут быть поставлены вопросы датировки грамот, структуры и конкретного содержания.
Близко к духовным грамотам примыкают два до-кончапия Дмитрия Донского: с князем серпуховским и боровским Владимиром Андреевичем и великим князем тверским Михаилом Александровичем. Эти грамоты дают возможность определить их формуляр и содержание, проследить взаимоотношения между отдельными князьями.
Вторая группа актов (№ 8—24) дает представление о жалованных, уставных, данных, мировых, докладных, кушчих, заемных, льготных, правых и других грамотах. Эти акты позволяют проследить ряд источниковедческих проблем: авторство, место и время возникновения, обстоятельства их появления, особенности содержания, формуляр.
Третья группа актов (док. 25—27) связана с тяжбой между властями Троице-Сергиева монастыря с дворцовым истопником А. Гладким и крестьянами Мишутин-ской волости Переяславского уезда. Два судных дела и данная грамота, связанная с этой тяжбой, дают представление о составе и характере судопроизводства. Особенностью этих судных дел является присутствие в них так называемых включенных актов, т. е. актов не сохранившихся в самостоятельном виде, но отразившихся в других источниках.
Материалы писцового делопроизводства являются для исследователя сложным источником, как с точки зрения истолкования и использования включенного в него материала, так и по существу дошедших до нас описаний. Имея перед собой задачу установления прав владельцев на землю, и изменения в землевладении, в конечном итоге описания были основой государственного налогообложения.
Весь комплекс писцового делопроизводства можно разделить условно на несколько групп. В первую входят материалы, связанные с подготовкой описания, где определялись конкретные цели и задачи. Сюда относятся наказы писцам, дозорщикам, приправочные материалы. Вторую группу составляют материалы самих описаний (писцовые, дозорные, переписные книги). К этой же группе могут быть отнесены межевые книги, составлявшиеся в ходе описаний и часто входившие в состав писцовых книг. Третья группа — материалы непосредственно вытекающие из писцовых, дозорных, переписных книг — платежные книги и сотные выписки. Со всеми этими комплексами тесно связаны еще два вида книг — отказные и отписные книги, фиксировавшие отдачу во владение определенному лицу вотчины, поместья, пустоши, или отписку в пользу государства владений.
В XV — начале XVII вв. главным объектом описаний были земельные владения, которые фиксировались в писцовых книгах с указанием их принадлежности, количества, качества, типов пашенных угодий, сенокосов, леса и других объектов возможного обложения налогами. Подробно учитывались населенные пункты с перечнем дворов, их принадлежности, с указанием лиц мужского пола, живущих во дворе, и их отношение к дворовладельцу.
Платежи определялись, прежде всего, количеством пашенной земли, измеренной в четях (1 четь = 1/2 десятины), входившей в условную единицу обложения — соху.
Своеобразную форму соха, как единица обложения, приняла в городе, где при описании посадского населения определялась тяглоспособность посадского двора не земельным владением, а «пожиточностью» (состоятельностью) и «посильностью» его обложения. В связи с этим городская соха состояла из определенного числа дворов — лучших, средних и молодших людей по нормам, определяемым наказом.
Особое внимание следует обратить на изучение терминологии писцовых книг, которая вызывает определенные затруднения при их толковании. Это относится к пашне в различных ее категориях, но особенно к пашне «наездом», пашне «перелогом», к трактовке «пустоты», исчислению сенных угодий и леса, а также других определений.
С изменением объекта обложения, при переходе от поземельного обложения к подворному изменился и характер описаний. Книги, в которых главным объектом описаний стал двор и население, стали называться переписными. Общая характеристика писцового делопроизводства и его особенностей дана в учебнике «Источниковедение итории СССР» под ред. И. Д. Ковальченко и в учебном пособии А. Ц. Мерзона «Писцовые и переписные книги XV—XVII веков».
В раздел «Писцовое делопроизводство» включены фрагменты из Торопецкой писцовой книги 1540 г., наказ писцам 1622г. и материалы о проведении дозора в 1617—1618 гг.
Торопецкая писцовая книга 1540г. относится к числу древних книг, дошедших до нашего времени. Книга, хотя и в копии, близка к оригиналу по времени составления (50—60-е годы XVI в.). Следует иметь в виду, что до нашего времени вообще сохранилось мало писцовых книг, хотя уже в XVI в. описания земель принимают характер регулярных переписей с периодичностью 25—30 лет. Большинство писцовых материалов XVI в. дошло до нашего времени в составе сложных переработок более позднего времени, в сочетании с межевыми, отказными, отписными книгами, что зачастую затрудняет возможность точно определить то, с чем имеет дело историк. Поэтому Торопецкая писцовая книга, хотя и копийная, представляет большой интерес.
Торопецкая писцовая книга опубликовала в «Археографическом ежегоднике за 1963 г.» (М.., 1964) М. Н. Тихомировым и Б. Н. Флоря. Книга дает описание г. Торопца и черных и поместных земель Торопец-кого уезда и состоит из 265 листов. У первых двух листов оборваны края, поэтому в тексте имеются пропуски. Небольшие обрывы имеют и другие листы. Нет окончания книги. Судя по дьяческой скрепе дьяка Василия Степанова, поставленной на обороте последнего 265 листа, вслед за последними словами текста, уже в подлиннике не доставало той части книги, где заканчивалось описание поместных земель и подводились итоги по уезду.
Для практических занятий отобраны: начало книги и три фрагмента описания г. Торопца (описания части торопецкого посада; описания торопецких церквей и причта, боярских дворов, дворов пушкарей, пищаль-ников, воротников, плотников; итоги описания по городу), а также часть описания черных земель («В Торопецкой волости и в Торопецкой переваре») и поместных земель.
При работе с текстами может быть поставлен ряд источниковедческих вопросов по характеру описания и принципам, в нем заложенным, топографии города, административно-территориальному делению уезда, составу городского населения, терминологии и ее толкованию, характеру учета земельных угодий, сошном письме, обложении другими повинностями и налогами и т. д.
Второй документ раздела представлен наказом 1622г. писцам А. И. Чоглокову и Д. Семенову для описания посада Великого Новгорода и Старой Русы с уездом. Такие наказы служили руководством для писцов, отправлявшихся на это многотрудное дело. Обращает на себя внимание круг вопросов, которыми должны заниматься писцы, указания на получение справочных материалов, порядок проведения описания и т. д. Практический разбор наказа может вестись, прежде всего, с точки зрения установления круга рассматриваемых вопросов, порядка работы писцов, использования ими специальных материалов.
Третья группа документов представляет собой подборку актов Галицкой чети, связанных с проведением дозора вотчин Паисиева монастыря.
Известно, что дозоры были следствием чрезвычайных обстоятельств, связанных с неспособностью населения платить налоги. Дозоры проводились по инициативе владельцев земель и, как правило, ускоренно, по более узкой программе. Предлагаемые для разбора документы наглядно рисуют основные моменты, связанные с проведением дозора, от челобитья подаваемого игуменом монастыря, как владельца земли, до распоряжения о взимании податей, по проведенному дозору.
По этим документам прослеживается не только их формулярный состав, но и взаимосвязи документов приказного делопроизводства.
Судебно-следственные материалы принадлежат к делопроизводству правительственных учреждений, по в своей важнейшей части—показаниях обвиняемых, отчасти и свидетелей — отражают позицию и взгляды, участников движения, сформулированные в специфической обстановке следственного процесса, в условиях психологического воздействия на узни ков, и зачастую далеко не адекватно изложенные и записанные следственными чиновниками.
В пособии фрагментарно приводится судебно-следственное дело одного из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., национального героя Башкирии Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина. Дело отличается рядом особенностей в условиях формирования и составе. Оно было заведено сразу на двух узников — Салавата и его отца. Многомесячная следственная процедура проходила сначала в Москве, а затем в Уфе. В связи с этим материалы о Салавате Юлаеве и его отце оказались рассредоточенными по нескольким делам в фондах разных архивов.
В составе этих материалов, наряду с типичными следственными документами (протоколами и записями показаний обвиняемых, протоколами, экстрактами и выписками из показаний свидетелей, определением о доследовании, заключением следствия, определениями о наказании, рапортами, донесениями и другой служебной перепиской, а также приложенными к делу
документами походной канцелярии Салавата Юлаева),
содержится документ, возникший в ходе следствия
и потребовавший специального расследования. Это
письмо Салавата Юлаева своим сородичам в Шайтан-
Кудейскую волость. Оно резко отличается по своей
форме, стилю и содержанию от остальной документа ции и очень важно для понимания истинной позиции
Салавата во время следствия.
В целом изучение следственного дела Салавата Юлаева и Юлая Азналина дает достаточно полное представление как о характере и составе подобных источниковедческих комплексов вообще, так и о специфических особенностях отдельных дел.
Показания Салавата и его отца — типичный образец показаний подследственных, стремящихся свести информацию о своем участии в восстании к минимуму. Сравнительный анализ показаний Салавата дает возможность проследить отношение узника к предъявленным обвинениям и изменения его и связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
Вынужденный давать показания о своих товарищах. Салават в первом показании в Тайной экспедиции
помянул повстанческих атаманов Андрея Овчинникова, Ивана Грязнова, Ивана Зарубина-Чику, Ивана Кузнецова, Бахтияра Канкаева, Субхангула Килтякова и Макара Попова (Иванова), т. е. тех лиц, на судьбу которых, по тем или иным причинам, его показания не влияли (А. Овчинников погиб в августе 1774 г. под Черным Яром, И. Грязное — в июле 1774 г. под Казанью, И. Зарубин-Чика казнен в Уфе 10 февраля 1775 г., а Субхангул Килтяков—в Кунгуре в феврале 1774 г., Бахтияр Канкаев скрылся, а М. Попов летом 1774 г. был сослан на вечную каторгу).
Салават назвал на допросе еще двоих — башкирского старшину Алибая Марзагулова (Элви) и башкира Аблязи Санкулова (Эвлезый) — Предателей дела восставших (см. док. 14). В дальнейшем Салават не называл новых имен.
Если в показаниях Салавата историческая информация своеобразно закодирована и требует значительных усилий для расшифровки, то та, что находится в его письме к родственникам, дана «открытым текстом». Появление подобного документа в условиях тюремного застенка — явление экстраординарное. Неизвестно, каким образом удалось Салавату связаться с волей. На допросе Салават решительно отрицал авторство этого письма, хотя признание его не могло повредить больше, чем упорное запирательство — факты были слишком очевидны (см. док. 16), но он выдал бы помогавших ему людей. Из письма явствует, что Салават был осведомлен о конкретных вопросах, интересовавших следствие, об указах и законах, определявших его будущую судьбу, о бедствиях своей семьи и о других новостях из Башкирии, пытался оказать влияние на ход расследования. Не исключено, что это послание, попавшее в руки властей, не было единственным.
Анализируя показания свидетелей, следует учитывать, что судьи стремились к накоплению обвинительного материала, опираясь на показания оставшихся верными правительству или принесших повинную башкирских феодалов, не выдержавших борьбу со следствием повстанцев и нестойких или случайных элементов, которых немало было в рядах восставших. Чтобы понять как «обрабатывались» и интерпретировались на следствии свидетельские показания, можно проанализировать, например, данные о захвате Салаватом и Юлаем Симским завода, во время которого погибло несколько заводских крестьян. Участвовавшие в разгроме и сожжении Симского завода сподвижники Салавата Ракай Галеев и Якуб Телеумбетев говорили, что убито было 6 человек, тогда как крестьянин Роман Плотников утверждал, что около 60. Именно на основании последнего показания в заключении следствия безапелляционно констатировалось, что Юлай и Салават «на Симском заводе священника и крестьян всего человек до шестьдесят, перекололи до смерти». Не останавливались следственные чиновники и перед прямой фальсификацией свидетельских показаний. При сопоставлении свидетельских показаний с другими источниками можно увидеть, что они не всегда точны, основаны порой на слухах (ср. показания Ивана Васильева о захвате Салаватом вместе с атаманом Иваном Басовым (Васевым) Сарапула — док. 9). Точность фиксации свидетельских показаний следственными органами была весьма относительной. Часто это приблизительный пересказ (см., например, выписки из показаний пленных повстанцев или коллективные свидетельства башкир Уфимского уезда, записанные переводчиком Ф. Третьяковым — док. 2, 13). В протоколе допроса башкир в Уфимской провинциальной канцелярии лишь показания Аблязи Саккулова, а также Салавата и Арслана Субхангуловых изложены подробно. Большинство других скрыто за формулой: «показывает сходно», или: «показывает оное ж».
Суд, а точнее расправу над пугачевцами вершили те же органы, которым поручалось расследование. Поэтому «экстракт» Уфимской провинциальной канцелярии по делу Юлая и Салавата является одновременно и заключением следствия, и (фактически) приговором, выраженным в виде мнения канцелярии. Этот документ дает извращенную характеристику повстанческой деятельности Салавата Юлаева и его отца. Сосредоточив псе усилия на сборе свидетельств их «злодейства и грабительства», следствие не пожалело красок для очернения башкирских вождей, из коих так и не удалось извлечь признание. Если в начале следственной процедуры генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский полагал, что при отыскании «непорочных» свидетелей добиться такого признания «не останется труда» (см. док. 4), то теперь следствию пришлось делать вид, что оно «уже и не нужно».
Официальный приговор — «определение» оренбургского губернатора И. А. Рейнсдорпа и губернской канцелярии — полностью включил в себя экстракт Уфимской провинциальной канцелярии и утвердил ее мнение. Практически же этот приговор был предрешен волей Екатерины и «определением» Тайной экспедиции еще на московском этапе следствия.
Программные документы революционных организаций. «Русская Правда» П. И. Пестеля — важнейший программный документ движения декабристов. Она отражает взгляды наиболее радикального крыла декабристов на будущее России и выражает их в форме развернутого конституционного проекта.
Источниковедческое изучение «Русской Правды» предполагает прежде всего воссоздание истории дошедшего до нас текста. Авторская рукопись «Русской Правды» находится в составе дела № Ю, сформированного в процессе следствия над декабристами. Помимо «Русской Правды» в него вошли другие программные документы декабристских обществ («Зеленая книга» — устав Союза благоденствия, тюремный вариант Конституции Никиты Муравьева), а также некоторые произведения П. И. Пестеля (трактаты, наброски, статьи) так или иначе связанные с «Русской Правдой». Дело насчитывает 314 листов. Текст «Русской Правды» занимает листы 59—260. За ней следуют другие сочинения П. И. Пестеля, предшествовавшие и в какой-то мере подготовлявшие ее создание.
«Русская Правда» была задумана П. И. Пестелем в объеме 10 глав. Сохранившийся текст содержит лишь первые 5. Пестель разъясняет в показаниях, что «первая, вторая и большая часть третьей главы были кончены; четвертая и пятая были начерно написаны, а последующие пять состояли в разных отрывках». Законченная и черновая части практически указывают на существование двух последовательных редакций — первой и второй — «Русской Правды». Первая, одобренная Южным обществом, создавалась П. И. Пестелем в 1822—1823 гг.
Имеющийся в нашем распоряжении текст второй редакции «Русской Правды» был создан в основном в течение 1824 г., но работа над ним продолжалась и в следующем, 1825 г. Об этом можно судить, в частности, по характеру письма рукописи. Вторая редакция написана каллиграфическим почерком чёрными чернилами
Выяснив в общих чертах историю текста «Русской Правды», можно рассмотреть два взаимосвязанных вопроса: 1) об общем замысле конституции П. И. Пестеля, реализованном в имеющемся сводном тексте двух редакций, а также в оглавлении к недостающим главам и некоторых дополнительных материалах и 2) о направлении переработки первой редакции в 1824 — 1825 гг., т.е. о том новом, что несла с собой вторая редакция и что определило ее появление. Изучение первого вопроса предполагает выяснение структуры «Русской Правды» и сущности разрешавшихся в ней проблем и связано в первую очередь с реконструкцией содержания последних пяти глав, трактовавших самые важные (опросы государственного и Общественного устройства. Предельно краткие 13 параграфов введения к «Русской Правде» и «Оглавление Проекта Русской Правды» дают в этом отношении минимальные возможности. Но их сведения могут (быть дополнены показаниями П. И. Пестеля относительно состава «Русской Правды», данными в следственном комитете. Эти показания отражают представления П. И. Пестеля о его конституционном проекте, которые сложились у него на последнем этапе работы над «Русской Правдой», т. е. над второй редакцией.
С этой же целью к изучению «Русской Правды» можно привлечь документ, известный под названием «Конституция — Государственный завет» (он находится в деле № 445 декабриста Шимкова), который был продиктован П. И. Пестелем в 1825 г. М. Бестужеву-Рюмину для членов присоединившегося к южанам Общества соединенных славян. На следствии П. И. Пестель характеризовал «Конституцию — Государственный завет» как «извлечение краткое из «Русской Правды». Необходимо, однако, решить, какая редакция имеется в виду? Очевидно, при этом нужно принять во внимание назначение «извлечения», предполагающее запись варианта, утвержденного Южным обществом. Кроме того, целесообразно сопоставить отдельные пункты «Конституции» с имеющимися главами «Русской Правды». Особенно показателен пункт 6, декларирующий постепенность освобождения крестьян. Аграрные проекты П. И. (Пестеля первой и второй редакций отчетливо отличаются друг от друга. Последние пять пунктов «Конституции — Государственного завета» трактуют вопрос о верховной власти — законодательной, исполнительной и блюстительной, отсутствующий в текстах «Русской Правды».
Еще один небольшой документ находится в общем комплексе «Русской Правды», но представляет собой самостоятельный текст. Это — «Дележ земель», содержащий цифровой расчет конфискации и принудительного отчуждения части помещичьих земель, а также возмещения убытков. Смысл цифровых колонок исследователи предлагают расшифровывать следующим образом: 1) количество душ крестьян у помещика; 2) число десятин земли на душу; 3) количество всей земли, которая остается у помещика; 4) половина земли, которая остается у помещика; 5) половина помещичьей земли, которая должна отойти в общественный фонд; 6) количество земли (в десятинах), которое должно додаваться помещику взамен отчужденной; 7) общее количество земли, которое должно оставаться у помещика после отчуждения. «Дележ земель» конкретизирует аграрную программу П. И. Пестеля — программу дворянского революционера, не посягающего полностью на помещичье землевладение. Для отнесения этого документа к той или иной редакции имеет значение то, что приведенные в нем расчеты отсутствуют в тексте IV главы «Русской Правды». Это свидетельствует, очевидно, о назначении «Дележа земель» как подсобного материала при дальнейшей работе над Конституцией. Среди пестелевских документов дела № 10 есть и ряд других, которые, как будто, предназначались для той же цели. Исследователи обратили внимание, что в некоторых бумагах П. И. Пестеля (Записка о Государственном Правлении, Государственный приказ правосудия, мелкие заметки) «а отдельных листах стоят повторяющиеся цифровые пометки 7, 8, 9, 10, которые не могут иметь отношения к страничной нумерации. Эти цифры можно расценить как указание на тексты, которые П. И. Пестель предполагал использовать при написании VII, VIII, IX и X глав второй редакции «Русской Правды». Интересно, (что соответствующие пометы находятся и на листах IV и V глав первой редакции «Русской Правды».
Это несколько увеличивает наши возможности в реконструкции содержания ненаписанных глав второй редакции
Очень важно выяснить, чем отличаются друг от друга первая и вторая редакции, в каком направлении происходила переработка, как эволюционировал источник, отражая эволюцию взглядов членов декабристских обществ, и, конечно, в первую очередь взглядов самого П. И. Пестеля.
Вторая редакция «Русской Правды» заканчивается на листах 138—139 § 12 о казенных крестьянах, точнее, третьим его пунктом. Далее П. И. Пестель обозначил четвертый пункт, но ничего не написал. Вторая половина л. 139 и весь оборот — чистые. На следующем, 140 листе, которым начинается сохранившийся текст первой редакции, вверху также стоит отметка 4. Но это не указатель продолжения, а следствие различной авторской нумерации текста в редакциях (во второй редакции она постраничная, а в первой — потетрадная; со 140 листа начиналась четвертая тетрадь). При сравнении редакций легко установить, что на небольшом участке их текст накладывается друг на друга. Этот общий текст, не уничтоженный П. И. Пестелем при переработке, помимо небольшого отрывка из параграфа «О солдатских детях» (во второй редакции за ним следует § 11 — о вольных земледельцах) включает предисловие и первые несколько пунктов параграфа об освобождении казенных крестьян. Правда, говорить нужно не столько об общности текста, сколько об общности темы, решаемой в разных редакциях далеко не одинаково. Следует, например, сопоставить 1-й пункт второй редакции с 4, 5 и 6 пунктами первой редакции. Это сопоставление особенно важно потому, что позволяет заключить о столь же решительном пересмотре вопроса об освобождении основной группы российского крестьянства — помещичьих крестьян.
По первой редакции они были обязаны в течение переходного периода отрабатывать барщину или платить оброк прежним господам (в связи с чем «Конституция — Государственный завет» говорит о «пахотных» и «оброчных» селениях), ибо П. И. Пестель полагал тогда, что «освобождение крестьян от рабства не должно лишить дворян доходов, ими от поместий своих получаемых».
Согласно той же первой редакции в освобождении крестьян довольно большую роль должны были сыграть новые «дворяне», входившие в «Грамотные дворянские собрания», которые подготавливали соответствующие проекты (см. §§ 11—12 гл. III, и § 7. 12, 13 гл. IV). Характерно, что во второй редакции речи о «Грамотных дворянских собраниях» уже нет, как впрочем, нет речи и о самих новых «дворянах». Вопрос о дворянстве, подобно крестьянскому вопросу, решается гораздо более радикально и недвусмысленно, что можно увидеть из сравнительного анализа соответствующих текстов.
Фрагменты двух, редакций «Русской Правды» публикуются в настоящем пособии, исходя из поставленных вопросов.