Предисловие. (зав. кафедрой истории СССР

ББК 63.2

С23

Рецензенты:

кафедра истории СССР МГПИ им. В. И. Ленина

(зав. кафедрой истории СССР

проф., д. и. н. В. Г. Тюкавкин)

«профессор Е. В. Чистякова

Составители и авторы примечаний А. В. Муравьев и В. А. Плугин

Введение подготовлено А. В. Муравьевым и В. А. Плугиным;

источники по разделам 2 и 3 — А. В. Муравьевым,

по разделам 1, 4,5— В. А. Плугиным

Сборник документов для практических занятий С23 по источниковедению истории СССР. Вып. 1. Эпо­ха феодализма: Учеб. пособие/Под ред. И. Д. Ко-вальченко.— М.: Высш. школа, 1980.—272 с.

Сост. указ, на об. титула

В пер.: 75 к.

Выпуск 1-й пособия включает исторические источники по исто­рии СССР периода феодализма (летописи, актовый материал, мате­риалы писцового делопроизводства, документы по истории классовой борьбы, программные документы революционных организаций). Вве­дение дает представление о комплексах включенных документов, на­правлении их источниковедческого изучения, необходимой литературе вопроса. Так как чтение древнерусского текста имеет определенные трудности, в конце пособия дается краткий словарь.

6—80
 
© Издательство «Высшая школа», 1980

Предисловие.

Современное историческое образование предполага­ет глубокое ознакомление студентов с проблемами изучения исторических источников. В значительной степени эта задача выполняется через просеминарии по отдельным разделам истории СССР, лекционный курс по источниковедению истории СССР, преподавание других специальных исторических дисциплин (архиво­ведение, археография, палеография и т. д.). Особую роль в повышении уровня профессиональной подготовки современных специалистов играют практические заня­тия по источниковедению. Основная цель этих заня­тий — более углубленное знакомство студентов с мето­дическими приемами поиска, отбора источников, источ­никоведческой критики источников и особенностями их применения в отношении отдельных видов и разновид­ностей источников. На практических занятиях студенты получают наглядное представление об источниках по истории нашей страны, расширяют, углубляют, закреп­ляют знания, полученные на лекциях по источниковедению, из учебника и специальной литературы.

В настоящее время такие практические занятия по источниковедению истории СССР проводятся на исто­рических факультетах многих университетов и педаго­гических вузов. Однако преподаватели и студенты испытывают значительные трудности в реализации целей этих занятий. Многие издания источников в силу ряда причин (давность издания, ограниченные тиражи и пр.) не могут быть использованы на занятиях, требующих наличия текстов источников у каждого студента. Кроме того, специфические задачи этой формы учебной работы требуют своеобразия в подборе источ­ников к публикации, в характере передачи их текстов. Н связи с этим коллектив кафедры источниковедения МГУ подготовил три выпуска учебного пособия для практических занятий по источниковедению истории СССР. Характер и задачи практических занятий определили содержание выпусков, которые являются пуб­ликацией источников, необходимых для проведения занятий. Первый выпуск включает источники эпохи феодализма (до 1861 г.), второй — источники по перио­ду капитализма (1861—1917 гг.), третий — посвящен источникам по истории советского общества.

Структура пособия соответствует структуре и содер­жанию основных частей программы курса. Материалы пособия позволяют на практических занятиях прора­ботать методические приемы поиска, отбора и критики источников по названному курсу. В этой связи состави­тели не считали целесообразным повторять в выпусках содержание соответствующих глав учебника и возвра­щаться к общему обзору документальных комплексов отдельных видов источников и основным приемам их источниковедческого исследования.

При подготовке к занятиям необходима самостоя­тельная работа студентов с источниками. Задание может включать составление источниковедческих харак­теристик публикуемых документов (особенности фор­муляра, происхождение текста, его датировка, атрибу­ция), оценку их полноты, достоверности, представитель­ности и в этой связи научной значимости. Следует широко использовать сравнительный анализ как в ис­следовании отдельных групп одного вида источников, так и источников разных видов.

Исходя из того, что пособие предназначено для практических занятий студентов под руководством преподавателя, который будет ставить конкретные за­дачи, примечания и комментарии к публикуемым источникам минимальны. Предполагается, что студент должен самостоятельно работать с учебником, сущест­вующими справочными пособиями и литературой. Крат­кий список рекомендуемой литературы прилагается к каждому разделу. Так как чтение древнерусского тек­ста имеет определенные трудности, в конце пособия дается краткий словарь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: