ББК 63.2
С23
Рецензенты:
кафедра истории СССР МГПИ им. В. И. Ленина
(зав. кафедрой истории СССР
проф., д. и. н. В. Г. Тюкавкин)
«профессор Е. В. Чистякова
Составители и авторы примечаний А. В. Муравьев и В. А. Плугин
Введение подготовлено А. В. Муравьевым и В. А. Плугиным;
источники по разделам 2 и 3 — А. В. Муравьевым,
по разделам 1, 4,5— В. А. Плугиным
Сборник документов для практических занятий С23 по источниковедению истории СССР. Вып. 1. Эпоха феодализма: Учеб. пособие/Под ред. И. Д. Ко-вальченко.— М.: Высш. школа, 1980.—272 с.
Сост. указ, на об. титула
В пер.: 75 к.
Выпуск 1-й пособия включает исторические источники по истории СССР периода феодализма (летописи, актовый материал, материалы писцового делопроизводства, документы по истории классовой борьбы, программные документы революционных организаций). Введение дает представление о комплексах включенных документов, направлении их источниковедческого изучения, необходимой литературе вопроса. Так как чтение древнерусского текста имеет определенные трудности, в конце пособия дается краткий словарь.
6—80 |
© Издательство «Высшая школа», 1980 |
Предисловие.
Современное историческое образование предполагает глубокое ознакомление студентов с проблемами изучения исторических источников. В значительной степени эта задача выполняется через просеминарии по отдельным разделам истории СССР, лекционный курс по источниковедению истории СССР, преподавание других специальных исторических дисциплин (архивоведение, археография, палеография и т. д.). Особую роль в повышении уровня профессиональной подготовки современных специалистов играют практические занятия по источниковедению. Основная цель этих занятий — более углубленное знакомство студентов с методическими приемами поиска, отбора источников, источниковедческой критики источников и особенностями их применения в отношении отдельных видов и разновидностей источников. На практических занятиях студенты получают наглядное представление об источниках по истории нашей страны, расширяют, углубляют, закрепляют знания, полученные на лекциях по источниковедению, из учебника и специальной литературы.
В настоящее время такие практические занятия по источниковедению истории СССР проводятся на исторических факультетах многих университетов и педагогических вузов. Однако преподаватели и студенты испытывают значительные трудности в реализации целей этих занятий. Многие издания источников в силу ряда причин (давность издания, ограниченные тиражи и пр.) не могут быть использованы на занятиях, требующих наличия текстов источников у каждого студента. Кроме того, специфические задачи этой формы учебной работы требуют своеобразия в подборе источников к публикации, в характере передачи их текстов. Н связи с этим коллектив кафедры источниковедения МГУ подготовил три выпуска учебного пособия для практических занятий по источниковедению истории СССР. Характер и задачи практических занятий определили содержание выпусков, которые являются публикацией источников, необходимых для проведения занятий. Первый выпуск включает источники эпохи феодализма (до 1861 г.), второй — источники по периоду капитализма (1861—1917 гг.), третий — посвящен источникам по истории советского общества.
Структура пособия соответствует структуре и содержанию основных частей программы курса. Материалы пособия позволяют на практических занятиях проработать методические приемы поиска, отбора и критики источников по названному курсу. В этой связи составители не считали целесообразным повторять в выпусках содержание соответствующих глав учебника и возвращаться к общему обзору документальных комплексов отдельных видов источников и основным приемам их источниковедческого исследования.
При подготовке к занятиям необходима самостоятельная работа студентов с источниками. Задание может включать составление источниковедческих характеристик публикуемых документов (особенности формуляра, происхождение текста, его датировка, атрибуция), оценку их полноты, достоверности, представительности и в этой связи научной значимости. Следует широко использовать сравнительный анализ как в исследовании отдельных групп одного вида источников, так и источников разных видов.
Исходя из того, что пособие предназначено для практических занятий студентов под руководством преподавателя, который будет ставить конкретные задачи, примечания и комментарии к публикуемым источникам минимальны. Предполагается, что студент должен самостоятельно работать с учебником, существующими справочными пособиями и литературой. Краткий список рекомендуемой литературы прилагается к каждому разделу. Так как чтение древнерусского текста имеет определенные трудности, в конце пособия дается краткий словарь.