Дела мудрого

Обретение такого человеческого тела,

которое обладает свободами и

преимуществами,

[Случается] чрезвычайно редко и является

счастливой удачей.

Днем на небе не бывает много звезд,

но лишь единицы.

Кто имеет преданность Вечному Бон[3]и

применяет [его] –

Тот [словно] царь среди всех [других]

обладателей счастливой доли.

Владеть драгоценностью, исполняющей

желания,

Кроме тех, кто обладает заслугой, другим

выпадает редко.

Тому, кто предан достойному Учителю –

повезло больше тех, чья судьба удалась.

Кто всегда следует с факелом,

Вне опасности попасть ко врагам в темноте.

Не говоря уже про время юности,

Но даже в старости и дряхлости следует

слушать и учиться.

Какова же еще разница между людьми и

животными,

Как ни в понимании и в отсутствии

понимания?

Поэтому почтительно вверьте себя

достойному мастеру

И честным, беспристрастным, знающим

учителям.

Если вверить себя кораблю с хорошим

кормчим,

Переправишься даже через свирепые

воды [океана].

Преданность Бон, страстное стремление

к Шен

И уверенность в своих действиях

[и их результатах – карме][4],

Как у Царя Данва‑Йирин[5],

Быстро приводят к обретению

непреходящего счастья.

Святые свободны от привязанности

и неприязни, деления на близких

и далеких,

Их знание всего познаваемого достигло

совершенства.

Поэтому, подобно Солнцу и Луне,

движущимся по небу,

Они благородны в своей высоте и всем

приносят пользу.

Пусть сам и обладаешь беспредельными

качествами,

Но постигай всё, чему следует учиться у

других, даже мелочи.

Если непрерывно так поступаешь,

То быстро достигнешь всеведения.

Иллюзорное богатство – причина обнищания,

Неисчерпаемое богатство – это достоинства

[добродетели и мудрости].

Найдут ли толстобрюхие что‑либо мудрое

и добродетельное

В костях своего [разложившегося]

мертвого тела?

Если нет достоинств добродетели и мудрости,

своим образом жизни и богатством

Вряд ли обрадуешь святых Мудрецов.

Цветы, не обладающие красочным цветом,

Едва ли уместно ставить в ряд с другими

праздничными подношениями.

Слава мудрого разносятся как ветер,

И в других местах почитаются даже

больше, чем у себя [на Родине].

Приятный аромат сандала распространяется

повсюду,

Но больше, чем на сандаловой горе Малая,

его ценят в других местах.

Не имея ни единого чего‑либо окончательно

познанного,

Стадо псевдоученых дает множество разных

поучений.

Мудрый наставник учит всему

познаваемому так,

Что превозмогает всё одним окончательно

постигнутым.

После того, как мудрец уйдет прочь,

Псевдознатоки рычат и огрызаются.

В промежутках, когда нет крысолова,

Крысы чувствуют себя вольготно.

Мудрый изобретательный учитель

Способен устранить недостатки множества

глупцов.

Какова бы ни была грязь в реке,

Драгоценность Кетака делает воду

кристально чистой.

Щедрый человек, любящий одаривать

[других],

Как может оказаться в нищете и нужде?

Ведь [он получает] подношение даже

больше,

Чем все просящие у него, прослышавшие

о его славе.

Кто во время учебы усерден и терпелив,

Так или иначе попадет в ряды ученых

мастеров.

Человек, который оставляет все на самотек,

Никогда не займет высокое положение.

Какой бы деятельностью ни занимался

мудрый человек, Он анализирует, хороший или плохой

получится результат.

И его деятельность не может быть дурной.

Запоздалое же сожаление – обычай глупцов.

Хоть другие и пытаются обмануть мудрого,

Он не вступает на путь ошибок и

заблуждений.

С полетом в небе огромного Кхьюнга[6]

По высоте не сравнятся другие крылатые

твари.

Мудрому изобретательному ученому

Враги не могут причинить никакого вреда.

Что могут сделать обычные клыкастые

твари

Льву – владыке снежных гор?

Сказанные слова все слышат,

О несказанном догадываются по внешнему

облику,

[Стало быть] кто знает, что [другой] думает,

тот – мудрец,

У глупцов же понимание таким не бывает.

Кто знает как действовать соответственно

индивидуальным

Умственным способностям [других],

тот – мудрец.

Посмотрите на деяния Сына Тхёкара[7],

который укрощал

Существ именно там, и именно так

[как надо]!

Является ли трактат славным разъяснением

или нет,

Ведает мудрец, а глупец – нет.

Смешанные воду и молоко

Лебедь может разделить, а другие – нет.

На этом завершается глава о Деятельности Мудреца – первая часть из «Славного разъяснения Шен – Эликсира для ушей [слушателей]».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: