double arrow

Сопоставление

Достойные люди не изменчивы, но надежны,

А подлые очень непостоянны, и часто

идут на попятную.

Гора незыблема и крепка,

А флажок на ветру вовсю колышется.

Подобно драгоценности, пребывающей

в глубинах океана,

Качества достойного скрываются внутри.

Подобно соломинке, плавающей на

поверхности лужи,

Качества подлого выходят на поверхность.

Когда обеспечен, почти все – друзья.

Когда же беден, почти все – враги.

У плодоносного дерева все собираются,

А у сухого дерева – нет.

Когда поклонишься достойному,

то даже если зол, смягчаешься.

Когда поклонишься подлому,

то еще упрямее и жестче становишься.

Когда горит сандал, распространяется

благоухание.

Дым же скверного дерева кого угодно

выкурит.

Достойный, даже когда стареет и многое

теряет,

Мягкими и спокойными словами ободряет

и поддерживает.

Подлый же, даже когда живет в полном

изобилии,

Только бранится и беспокоит себя и других.

Мудрец не пожелает сделать дурное,

Даже если сможет осуществить цель.

Бывает, что поступив хорошо,

Мудрец не добьется цели, но что здесь

постыдного?

Действующего рассудительно и с

осторожностью, пусть и слабого,

Сильным врагам тяжело подчинить себе.

А великого, когда тот действует

самонадеянно и неосмотрительно,

Часто бывает, что даже слабые враги

побеждают.

Даже достойнейший человек, когда

держится заодно

С подлым, перенимает подлые качества.

Если подлый человек уважителен к




благородному,

Его поведение само собой становится

достойным.

Достойный ищет свои недостатки,

Подлый выискивает лишь недостатки

других.

Тигрица смотрит за своей шерстью,

А злобный пес думает о том, как бы

укусить другого.

Достойный обладает всей полнотой качеств,

Но злые называют его скопищем пороков.

Волшебная драгоценность является

источником всего желаемого, но также

И основой для возникновения всего зла

ядовитых змей.

Мудрец считает мудрость чем‑то

изумительным. Как понять это глупцу?

Так и талантливый человек

Радуется достоинствам, а глупый – нет.

Мудрый сам знает, что принять,

а что отбросить.

Подлый спрашивает у других, что принять,

а что отбросить.

Конь всезнания скачет один,

И тогда другие скачут за ним.

Что достойный должен хранить в тайне,

достойный охраняет,

Ненужное же не становится секретом от

других.



Подлые разбалтывают то, что нужно

хранить в тайне,

А всё то, в чем мало нужды, таят.

Достойный прямо показывает надлежащим

образом,

А подлый, даже если знает, говорит

уклончиво.

Боги постоянно оберегают словно дитя,

А бесы, сколько ни делай им подношений,

всегда вредят.

Полагаясь на достойного человека,

Даже подлый достигает высоты.

Обвивающие высокий тростник стебли

плюща добираются так же [высоко].

На этом завершается глава о Сопоставлении, четвертая часть из «Славного разъяснения Шен – Эликсира для ушей [слушателей]».






Сейчас читают про: