Благородный

Кто, проанализировав и поняв, что следует

принять, а что отбросить,

Придерживается этой меры всех дел,

И учит всегда того, кого следует, и тому,

что подходит,

Такой мудрый человек прекрасен для всех.

Кто от похвал не слишком радуется,

А от унижения не слишком недоволен.

Чье собственное благое поведение

неизменно,

Такой достойный человек – словно золото.

Достойный человек дает наставления

окружающим,

Не ради [похвалы] господина, а ради

других.

Подчиненные слушают и почитают слова

господина

Не ради господина, а ради себя.

Кто с равными себе водит дружбу,

Господ почитает, к подчиненным добр,

Кто умело осуществляет дела и усерден,

Такой человек поднимается все выше

и выше.

Кто умеет исполнить то, что сказал

господин,

Кто умеет в равной мере позаботиться

и воспитать подданных,

Кто нравом честен, великодушен и

изобретателен,

Такой человек достоин быть министром.

Кто обычно бережлив, умеет собрать

и скопить,

Кто щедр на руку, когда другие нуждаются,

А в неуместных случаях щепетилен,

Такой человек достоин быть управляющим.

Кто умеет исполнить то, что сказал

начальник,

За работу берется сам и других подгоняет,

Кто нравом прям, не ворует и не

обманывает,

Тот лучший из слуг, заботься о нем с

любовью!

Кто не лицемерит ни в действиях, ни

в словах,

Кто не занят собственной выгодой,

не ворует и не обманывает,

Кто, пусть и не искушен в этикете и

обходительности,

Но такой человек годиться быть

преданным слугой, заботься о нем.

Достойный человек, где бы ни находился,

далеко ли близко ли,

С любовью заботится о доме и слугах.

Хотя солнце далеко и возвышенно,

Но сады столепестковых лотосов на земле

расцветают в улыбке.

Достойного человека переполняет любовь

к существам,

Которых мучают враги и препятствия.

[Так] родителей ребенка, который болеет,

Переполняет доброта и забота о нем.

Даже когда достойному человеку

причинили вред,

Он с состраданием культивирует терпение,

и снова проявляет заботу.

Хотя Тобу‑Додэ[8]и стягивает войска,

Но смотри, как Учитель мудро ведет их.

Достойный человек дорожит лишь благом

других,

А не собственным благом.

Когда Конце[9]взял [существ] под

покровительство небесной милости,

Разве он не свершил все замыслы Чудесного

Царя?

Малая польза, которую оказывает кто‑то

возвышенный,

Для подчиненных становится большой.

Смотри, как из одной капли слюны с языка

божественного дракона

Родился Учитель Меу[10].

Достойный человек, как бы ни страдал от

жажды и голода,

Отвергает и одежду и еду, замешанную на

чем‑то негативном.

Царь когтистых животных, даже если

страдает от жажды,

Разве станет пить грязную воду?

Пойми, что когда господин заботиться о

всех – и близких и далеких,

То и все они, в ответ, подчиняются ему.

Так же и когда [достойный человек] добр к

врагам,

То и враги, в ответ, ему кланяются.

Достойный человек, который не забывает

Даже о малой пользе [для других], хорош

по природе.

Но не обязательно, что низкий человек,

который растрачивает

Свою заслугу, даже поклонится ему.

Правитель главнее всех у себя в стране,

и только.

Достойного же все почитают и [склоняют]

головы.

Масляный светильник освещает дом, и только.

Сияющая же драгоценность [Солнца] –

светоч для всех десяти сторон.

Достойный никогда

Не выходит за рамки благородного поведения,

Если же возникают трудности,

То его превосходное поведение становится

еще прекраснее.

Когда исследуешь недостатки и достоинства,

то видно,

Что тех талантов, что есть у благородных,

нет у подлых.

Если разбираешься в качестве, то видно,

что тех достоинств,

Что есть у золота и серебра, нет у земли

и камней.

Всепобеждающий любое окружение и

имущество –

Возвышеннее самого достойного.

Если оказываются под покровительством

милости достойного человека,

То всё, что необходимо этим людям,

окружающим его,

Словно по приказу государя,

У них осуществляется.

На этом завершается глава о том, кто такой Благородный – вторая часть из «Славного разъяснения Шен – Эликсира для ушей [слушателей]».

Подлый [Низкий]

Кто без меры высоко задирает свою голову,

В работе плох, в еде прожорлив,

Кто выслушивает приказы начальника

Словно животное, – того все стыдятся.

Никогда не считается ни с клятвами,

ни с совестью,

Но умеет льстить в лицо, откровенно или

подспудно.

Проводит жизнь в воровстве, лжи и дрязгах –

Это губительный и лицемерный тип.

Не следует иметь с ним близкие отношения.

Кто снаружи – говорит, словно виляет,

У кого внутри – мысли сменяются друг

за другом,

Кто уловкой принимает мерки других,

Такой человек обманщик, не доверяй ему.

Он хвалится, и говорит так,

Как будто обладает истиной,

Но добиться победы при помощи истины

Получается лишь у мудрого, а не у других.

Кто хотя и справляется хорошо с

вверенными ему обязанностями,

Но сердится и показывает себя в злобным

виде,

Теряет всё сделанное без следа,

Его расчеты хорошего и плохого небрежны.

Кто отдал другим и людей и имущество,

И главным занятием выбрал пребывание

в устрашающем месте,

Но берется за решение, не к стати, общих

вопросов,

То действия такого человека становятся

бессмысленными, и оказываются

причиной для споров.

Кто набивает живот, когда пригревает

солнце,

Кто во время еды смеется и много

разговаривает,

А когда зовут работать, говорит проклятия,

Оседает и трясется, тот – обычный низкий

человек.

Получая прибыль, радуется безмерно,

Свои недостатки приписывает другим,

Хорошее, что сделали другие,

Выдает за свои достоинства, –

Так поступает низкий.

Хотя иногда он и осуществляет какие‑то

[благие] деяния,

Но снова и снова этим щеголяет, – у него

дурной ум.

У кого хотя и бывает, что действует хорошо,

но поведение не слишком устойчиво, а

Сила внимания ослаблена, – такой человек

приближается к погибели.

Кто среди слабых герой, словно тигр,

А когда попадается сильному, то заискивает

и простирается,

Кто в своем доме всемогущ и колотит

женщин, –

Такой человек словно собака.

Кто бессловесен в присутствии знающего

человека,

А среди тупиц говорит и рассуждает,

Кто во время диспута и беседы уступает

другим,

Он – тот же бык, только без ярма.

Кто завидев еду, задыхается от жадности,

как собака,

А когда его зовут работать, [незаметен]

словно вошь,

Кто проводит время в забытье и лени,

Чем он отличается от свиньи?

Кто своими злобными словами провоцирует

много врагов,

Но встретив врага, складывает почтительно

ладони рук,

А когда [вынужден] подчиниться

справедливости, –

Высчитывает [свою выгоду] деньги,

Такой человек – животное, одетое в

человечью кожу.

Кого правильные слова начальника

оскорбляют и раздражают,

Кто ворует еду и деньги,

Тот создает основу для неудач и ссор.

Он словно неприкаянный дух,

брошенный домашними.

Откажитесь от этого!

Дураки считают шарлатанов более

удивительными,

Чем тех, кто обладает всяческими

достоинствами,

Уважительно и услужливо они почитают

шарлатанов,

Нет никого, кто спешил бы к мудрым.

Некоторые неразборчивые в средствах,

добившись богатства и уважения,

Презирают тех, кто поступает согласно

правилам.

Такие люди, надменные от беса

самонадеянности,

Считают сумасшедшими тех, кто следует

своей природе.

Те высокопоставленные, что действуют

извращенно,

Смотрят свысока на тех, кто

придерживается Учения и текстов.

Даже прекрасный цветок, попавший

В кучу мусора, будет затоптан.

Не имеющие достоинств люди оскорбляют

Мыслителей, опровергающих [ложное]

и доказывающих [истинное].

Некоторые люди видение радуги

Принимают за знамение чего‑то чудесного.

Роскошь и еда, что накапливали с

алчностью, –

Кто знает, чьим [будет] это богатство?

Так же и мечтательные разговоры глупца,

Приведут ли к счастливому итогу? –

Кто поручится?

Во время переговоров издает геройские

восклицания, но

Когда подходит к полю битвы, лишь

кричит издалека,

И оружие бросает в руки врагам.

С кем это происходит, – тот трус.

Когда занят переговорами, прерывает,

Сказанное по секрету, тайком рассказывает

[другим].

Когда видит трудности, начинаются боли и

недомогания, –

Это всё невольные недостатки.

На этом завершается глава о том, кто такой Подлый – третья часть из «Славного разъяснения Шен – Эликсира для ушей [слушателей]».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: