Билет №7. 1. Режиссёрское построение массовых праздников

1. Режиссёрское построение массовых праздников.

2. Массовый праздник как особый вид искусства, средства идейно-эмоционального воздействия массового праздника.

3.Представить аспектный анализ сценария массового праздника «Масленица».

1. Режиссёрское построение массовых праздников.

В основе режиссуры массового праздника лежит работа над сценарием.

Сценарий - это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой.

Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу режиссера, художника, организатора.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием массового праздника. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего сценария.

Тема-это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных режиссером.

Идея-это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария мало определить только тему и идею.

Поиски яркого, интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над, сценарием, важное драматургическое требование. Избрав сюжет, нужно организовать художественный материал сценария так, чтобы он отвечал теме и идее.

Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Без него нет и не может быть драматургии. Конфликт, как гласит теория драмы, есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение, и композицию. Иначе он не сможет выполнить нужное действие, сделать яркими образы своих героев, другое дело, что конфликт, особенно в драматургии массового праздника,- это не всегда столкновение антагонистических сил, он может выражать в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей. Конфликт нельзя понимать однозначно и прямолинейно. Удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение должно иметь также сюжетный ход, красной нитью проходящий через всё действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие.

Итак, выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход, найден сюжет. Теперь речь должна идти о композиции будущего сценария.

Еще Аристотель выражал подобное требование и к драме, композиционной структуре произведения. Он писал, что в нем должны присутствовать как начало, так и конец. Это и его главное требование к композиции любого драматического произведения, в частности сценария массового праздника.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод, в действие которого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Основное действие - эта часть сценария должна подчиняться следующим основным требованиям:

Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией - завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов.
Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.

Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрального действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребления той или иной краской, однообразия, монотонности.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. наивысшей точке в развитии действия. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрального сценарного произведения.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Это весьма важная часть композиции, её отсутствие или нечеткость отставляют ощущение незавершенности всего массового праздника. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным для проявления активности участников массового представления, праздника.

2. Массовый праздник как особый вид искусства, средства идейно-эмоционального воздействия массового праздника.

1. Праздник рождает у людей праздничное настроение, создает праздничную атмосферу. Касается это и общешкольного праздника, городского праздника. Массовый праздник является частью культурно-просветительной работы.

Массовый праздник - явление необычное синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие в жизни школы, детского ада, города, страны, мира.

Массовый праздник и представления - это особый вид искусства, имеющий право на самостоятельную жизнь.

2. Искусство массовых праздников, представления, зрелища - это искусство высоких идей, требующее яркой образности, оригинального, смелого творческого замысла. В искусстве массового представления оригинальность, неповторимость замысла первый залог успеха у зрителя. Зрелищность в массовом представлении является ключом
который открывает путь к сердцам зрителей. Искусство массовых представлений обладает огромным зарядом действенности предполагающее активный контакт со зрителями, и поэтому требует особой точности материала и высокого художественного вкуса организатора праздника (режиссеров и сценаристов).

Если театральный режиссер может вернуться к пьесе после премьеры исправить недочеты и ошибки, то массовое представление происходит один раз и при этом он должен оставить глубокое эмоциональное впечатление.

3. Реализация праздничной ситуации находится в прямой зависимости от драматургии массового праздника. Анализируя практику поведения массовых праздников можно отметить два наиболее распространенных недостатка в организации праздника:

А) недопонимание массового праздника как явления искусства, недостаточно проработанная сторона праздника.

Б) отношение к массовому празднику как к второстепенному делу, не требующему сценарию навыков и умений.

Для режиссера необходимо понимание специфики массового праздника требующего особой формы выражения. В массовом театрализованном действии должна присутствовать строгая логичность построения и развития темы, высокий эмоциональный канал, ритмическая контрастность каждого номера или эпизода.

Т.О. умелый подбор выразительных средств, органическое включение подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусств или отдельных номеров (танцевальные, музыкальные...). Все эти номера должны воплощать сюжет и развить тему праздника - это является сутью режиссуры театрализованного массового представления.

4. Массовый праздник имеет разнообразные средства идейно- эмоционального воздействия. Это прежде всего живое слово которое создает атмосферу общения между сценической площадкой и аудиторией. Слово несет конкретный материал, и специфика массового представления требует экономичного обращения со словами. Речь ведущих в массовом мероприятии заключает в себе важную мысль и соединением эпизодов. Действенным средством служит поэтическое слово- этики отрывки. Слово в массовом празднике может быть документальным, публицистически, художественным, проза, поэзия, драматургия.

Другие выразительные средства массового действа это различные виды искусства. Особое место в подготовки сценария занимает музыка. Музыкальная драматургия сценария строится на синтезе готовых музыкальных произведений. Музыка имеет значение, как в прологе, так и в финале массового действия. Очень часто в массовом произведении используется изобразительные средства-это оформление праздника, художественное решение площадки зависит от режиссерского замысла.

Очень важное значение имеет умение пользоваться партитурой света и звука, значение, которое особенно существенно в наше время когда мы можем использовать новейшие технические средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: