1. Современные тенденции развития учреждений дополнительного образования детей, основанные на принципах фундаментализации, индивидуализации, демократизации, гуманитаризации и гуманизации, усиливают значимость художественных навыков профессионального мастерства педагога дополнительного образования. Данные навыки необходимо рассматривать в соответствии с закономерностями эстетического восприятия педагогической реальности.
Эстетическое восприятие характеризуется, прежде всего, как восприятие эмоциональное, которое позволяет читать «язык чувств» - переживание личностного смысла в любом виде информации, что делает ее более доступной пониманию. Вот почему важно развивать способность человека к эстетическому восприятию.
Организация эстетического восприятия в обучении и воспитании предполагает целенаправленное применение художественных средств, обеспечивающих эстетическое воздействие, которое отличается от других форм педагогического взаимодействия проявлением обратной связи, окрашенная преимущественно положительными эмоциями личности.
2. Художественными средствами педагога могут являться актерские приемы интонационной и пластической выразительности, способствующие экспрессивному самовыражения личности; режиссерские приемы мизансцен, обеспечивающей композиционное оформление содержания деятельности во времени и пространстве.
Средства драматического искусства необходимы в деятельности педагога дополнительного образования, особенно для организации игровых или других нестандартных форм творческой деятельности. Выразительные средства эффективны не только для стимуляции познавательной активности обучающихся, но и для продуктивного управления их эстетическим развитием, которое позитивно влияет на самосовершенствование каждой личности.
Задача художественно-творческого развития личности должна составлять стержневую основу обучения в учреждениях дополнительного образования. Успешность ее реализации в значительной мере зависит от сформированное художественных навыков педагога, что говорит о его творческой индивидуальности и способствует процессу педагогического взаимодействия с детьми.
Общие художественные способности - это:
- способность целостно воспринимать явления действительности;
- способность к свежему, непосредственному мировосприятию;
- способность непроизвольно переходить от представления к действию.
Развитие творческих способностей ребенка, его самоопределение в значительной мере зависят от конкретного педагога дополнительного образования. Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, и в особенности к детям.