Понятие образовательной программы системы дополнительного образования. Проектирование образовательных программ

Основу успеха педагогической деятельности определяет использование педагогом дополнительного образования мето­дики проектирования образовательного процесса.

Проектирование - сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:

- прогнозирование желаемых результатов на основе про­блемного анализа. Создается как бы в мыслительном или текстовом варианте;

- воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и пред­полагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогичес­кая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.

Педагогическое проектирование реализует три основные функции: аналитическую, прогнозирующую, конструирующую.

Особым видом проекта, выполняющим в первую очередь конструирующую функцию, является программа.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательным является то учреждение, в основе деятель­ности которого лежат образовательные программы.

Программа - нормативно-управленческий документ, от­ражающий план и содержание деятельности педагога, уч­реждения, объединения и целого региона.

Образовательная программа - документ, содержащий ос­новные цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации. Ее следует рассматри­вать в качестве нормативного документа, регламентирующего работу педагога дополнительного образования и одновременно содержащего критерии оценки деятельности и педагога, и всего административно-управленческого звена учреждения допол­нительного образования детей.

Понятие образовательной программы дополнительного образования детей

Важно различать образовательную программу учреждения дополнительного образования детей и образовательную про­грамму педагога дополнительного образования.

Под образовательной программой учреждения принято понимать «совокупность профильных образовательных про­грамм: учебных, досуговых, спортивно-оздоровительных, исследовательских и других программ, отвечающих образо­вательным потребностям ребенка, направленных на его са­мореализацию, достижение им определенного уровня образо­ванности, развития и адаптации».

Программа учреждения определяет цели и ценности об­разования в данном образовательном учреждении, а также совокупность всех программ, включенных в учебный план учреждения, реализующий заявленные цели.

Педагог дополнительного образования, разрабатывающий образовательную программу, должен четко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения, поэтому она обязательно должна строиться с учетом главных направлений деятельности уч­реждения, сложившихся в нем традиций, имеющейся мате­риально-технической базы.

Образовательная программа педагога дополнительного обра­зования - это нормативный документ, отражающий целевые установки учебного профиля (курса), объем, содержательную характеристику профиля (курса), логику его построения, а так­же порядок изучения и преподавания учебного профиля (курса).

2. Функции образовательной программы

Любая образовательная программа выполняет следующие основные функции:

- нормативная функция означает, что образовательная программа является документом, обязательным для выпол­нения в полном объеме;

- функция целеполагания заключается в том, что в про­грамме определяются те цели и ценности, ради достижения которых она введена в учебный план учреждения;

- функция фиксации определяет состав элементов содер­жания, подлежащих усвоению детьми;

- процессуальная функция означает, что в программе определяется логическая последовательность усвоения ма­териала, основные формы и методы обучения детей;

- оценочная функция определяет уровни усвоения эле­ментов содержания, объекты контроля и критерии оценки.

Общие требования к образовательным программам пе­дагога:

1. Единство методологических основ построения учебных программ.

2. Соответствие современному уровню развития науки, техники, культуры, искусства.

3. Взаимосвязь с другими образовательными программа­ми в рамках образовательной программы учреждения, отра­жение целостного (не фрагментарного) объема знаний.

4. Включение в программу всех элементов содержания, необ­ходимых и достаточных для реализации поставленных целей.

5. Конкретность определения знаний, умений и навыков, приобретаемых воспитанниками.

6. Преемственность элементов содержания программы.

7. Соответствие требованиям системности и преемствен­ности в построении образовательного процесса.

8. Направленность на развитие природных способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, его социальной адаптации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: