Основу успеха педагогической деятельности определяет использование педагогом дополнительного образования методики проектирования образовательного процесса.
Проектирование - сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:
- прогнозирование желаемых результатов на основе проблемного анализа. Создается как бы в мыслительном или текстовом варианте;
- воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и предполагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогическая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.
Педагогическое проектирование реализует три основные функции: аналитическую, прогнозирующую, конструирующую.
Особым видом проекта, выполняющим в первую очередь конструирующую функцию, является программа.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательным является то учреждение, в основе деятельности которого лежат образовательные программы.
|
|
Программа - нормативно-управленческий документ, отражающий план и содержание деятельности педагога, учреждения, объединения и целого региона.
Образовательная программа - документ, содержащий основные цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации. Ее следует рассматривать в качестве нормативного документа, регламентирующего работу педагога дополнительного образования и одновременно содержащего критерии оценки деятельности и педагога, и всего административно-управленческого звена учреждения дополнительного образования детей.
Понятие образовательной программы дополнительного образования детей
Важно различать образовательную программу учреждения дополнительного образования детей и образовательную программу педагога дополнительного образования.
Под образовательной программой учреждения принято понимать «совокупность профильных образовательных программ: учебных, досуговых, спортивно-оздоровительных, исследовательских и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, развития и адаптации».
Программа учреждения определяет цели и ценности образования в данном образовательном учреждении, а также совокупность всех программ, включенных в учебный план учреждения, реализующий заявленные цели.
Педагог дополнительного образования, разрабатывающий образовательную программу, должен четко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения, поэтому она обязательно должна строиться с учетом главных направлений деятельности учреждения, сложившихся в нем традиций, имеющейся материально-технической базы.
|
|
Образовательная программа педагога дополнительного образования - это нормативный документ, отражающий целевые установки учебного профиля (курса), объем, содержательную характеристику профиля (курса), логику его построения, а также порядок изучения и преподавания учебного профиля (курса).
2. Функции образовательной программы
Любая образовательная программа выполняет следующие основные функции:
- нормативная функция означает, что образовательная программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- функция целеполагания заключается в том, что в программе определяются те цели и ценности, ради достижения которых она введена в учебный план учреждения;
- функция фиксации определяет состав элементов содержания, подлежащих усвоению детьми;
- процессуальная функция означает, что в программе определяется логическая последовательность усвоения материала, основные формы и методы обучения детей;
- оценочная функция определяет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки.
Общие требования к образовательным программам педагога:
1. Единство методологических основ построения учебных программ.
2. Соответствие современному уровню развития науки, техники, культуры, искусства.
3. Взаимосвязь с другими образовательными программами в рамках образовательной программы учреждения, отражение целостного (не фрагментарного) объема знаний.
4. Включение в программу всех элементов содержания, необходимых и достаточных для реализации поставленных целей.
5. Конкретность определения знаний, умений и навыков, приобретаемых воспитанниками.
6. Преемственность элементов содержания программы.
7. Соответствие требованиям системности и преемственности в построении образовательного процесса.
8. Направленность на развитие природных способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, его социальной адаптации.