Технология коллективно-творческой деятельности - это система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель - раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие ее способностей к социальному творчеству, воспитание общественно - активной творческой личности, способной приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Данная педагогическая технология разработана в России исследователем И.П. Ивановым в конце 50-х годов.
Основной содержательной линией этой технологии является коллективно-творческое дело (КТД), которое включает заботу о себе, о друге, о своем коллективе, об обществе и государстве в конкретных практических социальных ситуациях.
У автора этой целостной технологии, И.П. Иванова, смысл (он же - содержательная линия) состоял в следующем. В основе - приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, направленной на улучшение окружающей жизни, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей.
|
|
Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. дети погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими. В процессе этой самодеятельности, как реализации не чужих, а своих интересов, и происходит воспитание, преобразование, становление личности. Иванов исходит из простой истины - детей нельзя обязать "воспитываться" - ни на уроке, ни на классном часе, ни в ходе специальных мероприятий. Но самому ребенку сложно определить эту необходимость, осознать ее. Поэтому к нему на помощь приходят старшие друзья - педагоги, старшеклассники, шефы-добровольцы. Но они не воспитывают в ребенке это качество, они помогают создать такие условия, в которых он обязательно проявит себя, не может не проявить, но - только добровольно, без принуждения и без педагогических хитростей и уловок.
В этом педагогу помогают принципы свободы волеизъявления, стимулирования самодеятельности, самоорганизации, интереса. Из понимания этой необходимости формулируются и принципы методической организации жизни:
• сотворчества воспитателей и воспитанников;
• построения самоуправления на основе постоянной сменяемости актива;
|
|
• совместного планирования, организации и анализа общих дел, отношений, поступков;
• организации общественно-значимой («для людей») и личностно-значимой («для себя») деятельности;
• художественно инструментованной (ритуалами, традициями) деятельности;
• принцип особой позиции педагога - как старшего товарища;
• взаимопонимания, взаимодействия старших и младших.
У Иванова эти принципы органично определяют содержание воспитания, где стержневой является идея о том, что объединение детей создается, сплачивается не на основе той или иной деятельности - учебной, трудовой, общественной - а на основе процесса творческого преобразования жизни в этих видах деятельности. Преобразование жизни возможно только тогда, когда есть общее дело, интересное для всех участников ее осуществления. Основой содержания воспитания становится создание условий, при которых каждое дело обязательно для всех не потому, что его надо сделать по распоряжению педагогов, а обязательно потому, что оно задумано самими воспитанниками.
В условиях взаимной поддержки учитель занимает новое, непривычное для него место, следуя формуле: «не вместо учеников, а вместе с ними и впереди них». Учителя учат не наставлениями, требованиями и понуканиями, а в общей с учениками творческой работе, учебной и воспитательной. Они постоянно учатся сами - друг у друга и у своих воспитанников. Воспитание, как целенаправленный процесс по формированию задаваемых качеств, превращается в незаметное обучающее воспитание, где целью
становится не сам ученик, а окружающая жизнь, улучшаемая вместе с воспитанниками.
Иванов постоянно употребляет понятие "коллектив", но главными организационными формами объединения детей он считает микрогрупповые формирования - звено, бригада, команда, небольшой сводный отряд, временная инициативная группа, иногда даже - ватага. С этими объединениями, считает Иванов, гораздо эффективнее и удобнее работать, чем с массой учеников, пытаясь объединить их общим делом, что требует и общей заинтересованности, т.е. единомыслия, которое само по себе противоречит идее самодеятельности.
По смысловой нагруженности это - методика становления воспитательных отношений в группе, а точнее - в малой группе: «малая группа - группа из двух или более человек, объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Основной принцип объедине ния людей в малой группе - единство целей; основное средство объединения - межличностное взаимодействие».
Все, что характерно для групповых отношений - эмоциональность, психологическая совместимость, бесконфликтность, повышенная контактность, межличностные взаимодействия - присутствует в детских объединениях, работающих по методике Иванова.