Сущность и содержание технологии коллективно творческой деятельности


Технология коллективно-творческой деятельности - это система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель - раскрепощение личности, фор­мирование гражданского самосознания, развитие ее способностей к социальному творчеству, воспитание общест­венно - активной творческой личности, способной приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Данная педаго­гическая технология разработана в России исследовате­лем И.П. Ивановым в конце 50-х годов.

Основной содержательной линией этой технологии является коллективно-творческое дело (КТД), которое вклю­чает заботу о себе, о друге, о своем коллективе, об обще­стве и государстве в конкретных практических социальных ситуациях.

У автора этой целостной технологии, И.П. Иванова, смысл (он же - содержательная линия) состоял в следую­щем. В основе - приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, направлен­ной на улучшение окружающей жизни, совместное с педа­гогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей.

Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. дети погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими. В про­цессе этой самодеятельности, как реализации не чужих, а своих интересов, и происходит воспитание, преобразо­вание, становление личности. Иванов исходит из простой истины - детей нельзя обя­зать "воспитываться" - ни на уроке, ни на классном часе, ни в ходе специальных мероприятий. Но самому ребенку сложно определить эту необходимость, осознать ее. По­этому к нему на помощь приходят старшие друзья - педа­гоги, старшеклассники, шефы-добровольцы. Но они не воспитывают в ребенке это качество, они помогают соз­дать такие условия, в которых он обязательно проявит се­бя, не может не проявить, но - только добровольно, без принуждения и без педагогических хитростей и уловок.

В этом педагогу помогают принципы свободы волеизъ­явления, стимулирования самодеятельности, самооргани­зации, интереса. Из понимания этой необходимости формулируются и принципы методической организации жизни:

• сотворчества воспитателей и воспитанников;

• построения самоуправления на основе постоянной сменяемости актива;

• совместного планирования, организации и анализа общих дел, отношений, поступков;

• организации общественно-значимой («для людей») и личностно-значимой («для себя») деятельности;

• художественно инструментованной (ритуалами, традициями) деятельности;

• принцип особой позиции педагога - как старшего товарища;

• взаимопонимания, взаимодействия старших и младших.

У Иванова эти принципы органично определяют содер­жание воспитания, где стержневой является идея о том, что объединение детей создается, сплачивается не на ос­нове той или иной деятельности - учебной, трудовой, об­щественной - а на основе процесса творческого пре­образования жизни в этих видах деятельности. Преобра­зование жизни возможно только тогда, когда есть общее дело, интересное для всех участников ее осуществления. Основой содержания воспитания становится создание условий, при которых каждое дело обязательно для всех не потому, что его надо сделать по распоряжению педагогов, а обязательно потому, что оно задумано самими воспитанниками.

В условиях взаимной поддержки учитель занимает но­вое, непривычное для него место, следуя формуле: «не вместо учеников, а вместе с ними и впереди них». Учителя учат не наставлениями, требованиями и понуканиями, а в общей с учениками творческой работе, учебной и воспита­тельной. Они постоянно учатся сами - друг у друга и у сво­их воспитанников. Воспитание, как целенаправленный процесс по формированию задаваемых качеств, превра­щается в незаметное обучающее воспитание, где целью


становится не сам ученик, а окружающая жизнь, улучшае­мая вместе с воспитанниками.

Иванов постоянно употребляет понятие "коллектив", но главными организационными формами объединения детей он считает микрогрупповые формирования - звено, брига­да, команда, небольшой сводный отряд, временная ини­циативная группа, иногда даже - ватага. С этими объеди­нениями, считает Иванов, гораздо эффективнее и удобнее работать, чем с массой учеников, пытаясь объединить их общим делом, что требует и общей заинтересованности, т.е. единомыслия, которое само по себе противоречит идее самодеятельности.

По смысловой нагруженности это - методика становления воспитательных отношений в группе, а точнее - в малой группе: «малая группа - груп­па из двух или более человек, объединенных единой це­лью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредствен­ном контакте друг с другом. Основной принцип объедине ­ ния людей в малой группе - единство целей; основное средство объединения - межличностное взаимодейст­вие».


Все, что характерно для групповых отношений - эмо­циональность, психологическая совместимость, бескон­фликтность, повышенная контактность, межличностные взаимодействия - присутствует в детских объединениях, работающих по методике Иванова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: