1. Создание ситуации успеха в деятельности детского творческого объединения.
2. Методика подготовки учебных занятий.
3. Разработать сценарный ход мероприятия (по выбору студента).
1. Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач педагога с детьми. Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Благоприятный психологический климат -это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности - создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности.
Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью операций, соответствующих следующим правилам:
- установление личных контактов;
- подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;
- этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого;
|
|
- предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;
- аудиовизуальный художественный ряд, создаваемый использованием музыкальных фрагментов, слайдов. Это снимает тревожность, рождает уверенность;
- внесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Это отвлекает от трудностей, снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.
2. Групповая деятельность может рассматриваться не только, как внеклассное мероприятие, но и как урок. Содержание групповой деятельности на уроке определяется знанием, которое предлагается детям для рассмотрения. Организуя урочную деятельность по усвоению знаний, педагог может исходить из двух позиций по отношению к детям.
Во-первых, педагог относится к ученикам, как к пассивным участникам образовательного процесса, наблюдателям, в задачу которых входит восприятие материала. При такой позиции учитель - субъект деятельности на уроке, учащиеся выполняют роль объекта.
Во-вторых, рассмотрение группы детей как совокупность субъекта деятельности, организуемой на уроке. Если в первом варианте учитель, как правило, использует приказ, указание, распоряжение в качестве строгих требований к детям, то во втором случае он больше обращается к просьбе, совету, рекомендации и тем самым способствует развитию самосознания своих учеников.
Повышение результата групповой деятельности способствуют такие операции, как установление личного контакта с детьми, снятие с них страха перед предстоящей деятельностью, предоставление каждому ребенку возможности индивидуально проявить себя. Реализация данной функции на уроке диктует педагогу необходимость выстраивать деятельность по освоению знания таким образом, чтобы дети постигали не только факты науки, но и осознавали, ради чего надо постоянно стремиться идти по пути расширения своих представлений о мире и закономерностях, происходящих в нем.
|
|
3. Создание ситуации успеха и неуспеха. Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать заново. Означает ли это, что педагог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под его интересы и настроение? Вовсе нет. Следует отметить только реальные достижения, необходимо способствовать этому успеху. Неудачник в школе и дома - это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, к учебе, поэтому оправдано создание для школьника ситуации успеха. Технологически это достигается рядом операций: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин.
Ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для индивидуального развития ребенка.
Возможность и необходимость создания ситуации неуспеха появляется при наличии определенных условий, без которых она превращается в жесткое орудие манипуляции ребенком.
Во-первых, это могут быть богатые ресурсы личности, когда одаренному ребенку в течение какого-то времени еще удается получать высокие результаты, но постепенно такое безразличие к себе становится тормозом для развития его личности.
Во-вторых, завышенная самооценка ведет к пренебрежительному отношению к окружающим. Это приводит к отторжению ребенка от коллектива. Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не поможет ему. I Единственное, что должен сделать педагог - это создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию учеником своих достижений и неудач.
Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в учащемся способность стать субъектом. Требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанников, предлагает способ осмысления педагогической деятельности.
Для образовательных систем и отдельных педагогов описания проектов системной организации обучения для достижения определенных результатов. Эти результаты выражаются в количественных и качественных показателях развития личности воспитанника.
2.Методика подготовки учебных занятий
Подготовка занятия в учебном кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
1) определение темы занятия;
2) продумывание общего хода занятия;
3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
5) подбор методических материалов по теме занятия;
6) выполнение практической работы;
7) составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
• приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
|
|
• проветривание учебного кабинета;
• подготовка методических материалов к занятию;
• проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.
Итоговые занятия могут проводиться:
• по окончании учебного года;
• по окончании полугодия или учебной четверти;
• после изучения большой учебной темы или раздела.
Содержание итогового занятия обязательно должно включать
проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки. Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:
а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном
учебном процессе;
б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);
в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;
г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.
Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.
Образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, так как это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.
|
|
Педагогу необходимо продумывать и активно использовать различные формы массовой работы с воспитанниками детского объединения. Это позволит:
—создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
—показать ему результаты его учебной работы;
—создать условия для сплочения коллектива;
—формировать у детей стремление радовать окружающих доступными им способами;
—расширить границы учебного процесса.
Наиболее распространенными формами массовой работы в системе дополнительного образования детей являются:
• выставки,
• концерты,
• клубные дни,
• состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.
Каждое из названных мероприятий имеет свои содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.