Билет №14. 1. Создание ситуации успеха в деятельности детского творческого объединения

1. Создание ситуации успеха в деятельности детского творческого объединения.

2. Методика подготовки учебных занятий.

3. Разработать сценарный ход мероприятия (по выбору студента).

1. Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач педаго­га с детьми. Психологический климат - качественная сторо­на межличностных отношений, совокупность психологичес­ких условий, способствующих или препятствующих продук­тивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Благоприятный психологический климат -это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дру­желюбия, деликатности - создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности.

Технологически влияние на климат обеспечивается сово­купностью операций, соответствующих следующим правилам:

- установление личных контактов;

- подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;

- этическое благородство, заключающееся в бескорыст­ной помощи, открытости и радости за другого;

- предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;

- аудиовизуальный художественный ряд, создаваемый использованием музыкальных фрагментов, слайдов. Это сни­мает тревожность, рождает уверенность;

- внесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Это отвлекает от трудностей, снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

2. Групповая деятельность может рассматриваться не толь­ко, как внеклассное мероприятие, но и как урок. Содержа­ние групповой деятельности на уроке определяется знанием, которое предлагается детям для рассмотрения. Организуя урочную деятельность по усвоению знаний, педагог может исходить из двух позиций по отношению к детям.

Во-первых, педагог относится к ученикам, как к пассив­ным участникам образовательного процесса, наблюдателям, в задачу которых входит восприятие материала. При такой позиции учитель - субъект деятельности на уроке, учащиеся выполняют роль объекта.

Во-вторых, рассмотрение группы детей как совокупность субъекта деятельности, организуемой на уроке. Если в пер­вом варианте учитель, как правило, использует приказ, ука­зание, распоряжение в качестве строгих требований к детям, то во втором случае он больше обращается к просьбе, совету, рекомендации и тем самым способствует развитию самосоз­нания своих учеников.

Повышение результата групповой деятельности способ­ствуют такие операции, как установление личного контакта с детьми, снятие с них страха перед предстоящей деятельно­стью, предоставление каждому ребенку возможности индивидуально проявить себя. Реализация данной функции на уроке диктует педагогу необходимость выстраивать деятель­ность по освоению знания таким образом, чтобы дети пости­гали не только факты науки, но и осознавали, ради чего надо постоянно стремиться идти по пути расширения своих представлений о мире и закономерностях, происходя­щих в нем.

3. Создание ситуации успеха и неуспеха. Специфика детс­кого возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать заново. Означает ли это, что педа­гог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под его интересы и настроение? Вовсе нет. Следует отметить только реальные достижения, необходимо способствовать этому ус­пеху. Неудачник в школе и дома - это потенциальный не­удачник на работе, в семье, в жизни. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, к учебе, поэтому оправ­дано создание для школьника ситуации успеха. Технологи­чески это достигается рядом операций: подбадривающие сло­ва и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, пове­дение которых осложнено целым рядом причин.

Ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное пе­реживание, неудовлетворение собой в ходе и результате со­вершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при пере­ходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для индивидуального развития ребенка.

Возможность и необходимость создания ситуации неуспеха появляется при наличии определенных условий, без которых она превращается в жесткое орудие манипуляции ребенком.

Во-первых, это могут быть богатые ресурсы личности, когда одаренному ребенку в течение какого-то времени еще удается получать высокие результаты, но постепенно такое безразли­чие к себе становится тормозом для развития его личности.

Во-вторых, завышенная самооценка ведет к пренебрежи­тельному отношению к окружающим. Это приводит к отторжению ребенка от коллектива. Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не поможет ему. I Единственное, что должен сделать педагог - это создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию учеником своих достижений и неудач.

Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в учащемся способность стать субъектом. Требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие. Педагогическая техноло­гия выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанников, пред­лагает способ осмысления педагогической деятельности.

Для образовательных систем и отдельных педагогов опи­сания проектов системной организации обучения для дости­жения определенных результатов. Эти результаты выража­ются в количественных и качественных показателях разви­тия личности воспитанника.

2.Методика подготовки учебных занятий

Подготовка занятия в учебном кабинете

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

1) определение темы занятия;

2) продумывание общего хода занятия;

3) продумывание и отбор содержания теоретической части за­нятия;

4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

5) подбор методических материалов по теме занятия;

6) выполнение практической работы;

7) составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

• приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его на­чала;

• проветривание учебного кабинета;

• подготовка методических материалов к занятию;

• проверка и подготовка материалов и инструментов, необходи­мых для проведения занятия.

Итоговые занятия могут проводиться:

• по окончании учебного года;

• по окончании полугодия или учебной четверти;

• после изучения большой учебной темы или раздела.
Содержание итогового занятия обязательно должно включать

проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки. Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном
учебном процессе;

б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения ито­гового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки резуль­татов занятия;

г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повто­рить к итоговому занятию.

Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.

Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в со­ставлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.

На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение конт­рольных заданий.

В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или вза­имный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

Образовательная деятельность детского объединения дополни­тельного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, так как это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня ре­зультативности работы.

Педагогу необходимо продумывать и активно использовать раз­личные формы массовой работы с воспитанниками детского объ­единения. Это позволит:

—создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

—показать ему результаты его учебной работы;

—создать условия для сплочения коллектива;

—формировать у детей стремление радовать окружающих до­ступными им способами;

—расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой работы в систе­ме дополнительного образования детей являются:

• выставки,

• концерты,

• клубные дни,

• состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фес­тивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свои содержание, пе­дагогическое значение, методику подготовки и проведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: