Билет №17. 1.Особенности воспитательной деятельности руководителя детского творческого объединения

1.Особенности воспитательной деятельности руководителя детского творческого объединения.

2. Методика организации интеллектуально-познавательных игр в детском объединении

3. Проанализируйте содержательную часть интеллектуально-познавательной игры.

1. Особенности воспитательной деятельности руководителя детского творческого объединения.

Воспитание правомерно рассматривается как социальное вза­имодействие педагога и воспитанника, ориентированное на созна­тельное овладение детьми социальным и духовным опытом, фор­мирование у них социально значимых ценностей и социально аде­кватных приемов поведения.

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, об­разовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономичес­ких условий жизни и др. К тому же, воспитание является долговре­менным и непрерывным процессом, результаты которого носят от­сроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитатель­ную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных уч­реждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнитель­ное образование — не система психолого-педагогической и соци­альной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержа­ние воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) ре­ально осуществляются: а) профессиональное воспитание, б) соци­альное воспитание.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя форми­рование у ребенка:

—этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления ее результатов;

—культуры организации своей деятельности;

—уважительного отношения к профессиональной деятельности других;

— адекватности восприятия профессиональной оценки своей
деятельности и ее результатов;

—знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;

—понимания значимости своей деятельности как части процес­са развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

— чувства причастности к коллективу, коллективной ответ­ственности;

—умения взаимодействовать с другими членами коллектива;

—толерантности;

—желания участвовать в делах детского коллектива и соответ­ствующей деятельной активности;

—стремления к самореализации социально адекватными спо­собами;

—стремления соблюдать нравственно-этические нормы (пра­вила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).

Названные позиции носят достаточно общий характер (т.е. мо­гут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют кон­кретизации для каждого детского объединения (т.е. доработки па­раметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.

Систематизация данных критериев и параметров позволит педа­гогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования (см. Приложение).

Воспитывающая деятельность детского объединения дополни­тельного образования имеет две важные составляющие — индиви­дуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.

Индивидуальная воспитательная работа

в детском творческом объединении

Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся яв­ляется обязательным условием успешности образовательного про­цесса, ведь ребенок приходит на занятия прежде всего для того, чтобы в содержательном и эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог до­полнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

— помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллекти­ве, занять в нем достойное место;

—выявляет и развивает общие и специальные способности уча­щегося, его потенциальные возможности;

—формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

—способствует удовлетворению его потребности в самоутвержде­нии и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

—развивает в ребенке психологическую устойчивость, способ­ность уверенно держаться на показах, выставках, во время выступ­лений, презентаций и других публичных мероприятий;

—формирует у учащегося способность к адекватной оценке и самооценке, заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей работы;

—создает условия для развития творческих способностей уча­щегося.

Педагогу необходимо отслеживать и организационные вопросы: насколько регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо позвонить к нему домой и уточ­нить причины неявки), насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими уча­щимися. От этих на первый взгляд мелочей во многом зависит ус­пешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.

Методика работы с детским коллективом

Назовем несколько несложных педагогических приемов, ис­пользование которых поможет педагогу дополнительного образо­вания в формировании детского коллектива.

Начинать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга. Именно организация знакомства может стать отправной точкой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Не ог­раничиваясь обычной перекличкой детей, следует провести не­большую игру-знакомство, во время которой каждый из присут­ствующих (включая и педагога) расскажет всем немного о себе.

Также с первых занятий нужно начать разработку вместе с ребя­тами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Правила, обдуманные и изложенные са­мими детьми, будут осознанно ими соблюдаться без напоминаний педагога.

Тогда же может быть достигнута договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информа­ции. Это тоже будет способствовать формированию у каждого от­ветственности не только за собственную деятельность, но и других.

Подкрепить первоначальные действия по работе с детским кол­лективом поможет традиционный ритуал — прием в члены детско­го объединения, в ходе которого каждому новичку вручат членский билет, значок (галстук, шеврон и др.) с изображением эмблемы дет­ского объединения, познакомят с его летописью и самыми успеш­ными воспитанниками. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива выучит девиз и гимн детского коллек­тива. Все названные атрибуты детского коллектива — результат коллективного творчества детей и педагога.

Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, помогающий педагогу в организационных вопро­сах: проверке присутствующих на занятии, выяснении причин от­сутствия, передаче информации (в школе или по телефону).

Постепенно можно ввести систему временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такое по­ручение (несложное для исполнения) поможет каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, так как оно будет выполняться для всех. В качестве таких несложных поручений могут рассматри­ваться проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необхо­димых инструментов, материалов, элементов одежды и др.), орга­низация дежурства во время или после занятия, раздача каких-ли­бо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к опреде­ленной учебной теме и т.д.

Еще одним проверенным на практике способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм работы, выходящей за рамки основного учебного процесса. Для сплочения ребят не прин­ципиально, будет ли это день рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. Главное, чтобы в самом этом мероприятии, включая процесс его подготовки, нашлось хотя бы маленькое, но субъективно важное дело для каждого без исключения.

Следующий этап работы по формированию детского коллекти­ва — выборы относительно постоянного детского актива (совета, старостата, детского парламента и др.), который в значительной степени определит жизнедеятельность творческого объединения: именно от детского актива может исходить инициатива в определе­нии тематики и форм не только массовых дел досугово-развиваю-щего характера, но и учебной работы (подготовка выставочных ра­бот, конкурсных выступлений, тематических проектов в рамках те­мы учебного года и т.д.).

Чтобы выборы актива не воспринимались членами детского коллектива только как желание педагога, необходимо провести предварительную подготовительную работу с детьми, в ходе кото­рой педагог и ребята вместе обсудят необходимость выбора актива, его функции, состав, период деятельности и регулярность смены членов актива. Только после решения всех вопросов можно прово­дить выборы, «подкрепить» работу актива специальным докумен­том — положением об активе, в котором будут зафиксированы все позиции, связанные с его деятельностью.

Очень сплачивают детский коллектив различные формы выезд­ных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.д. Здесь все дети «на виду», от каждого из них зависит состояние всего коллектива, а вкладом каждого определяется общий успех. При организации детской группы в ходе таких мероприятий можно использовать приемы, которые были приведены выше, ведь работа с коллективом не зависит от места и сроков его деятельности.

2.Интеллектуально-познавательные игры это один из типов культурно-досуговых программ, которые чрезвычайно популярные среди школьников среднего и старшего возраста. Это такие игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта. Все интеллектуально-познавательные игры независимо от их названий обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение осуществляются, но одному организационному алгоритму. Но прежде чем раскрыть этот алгоритм, необходимо выделить сходные черты, которые присуши всем без исключения играм.

Вот три ключевых признака любой интеллектуально-познавательной игры:

1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее участникам.

2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.

3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.

На каждом из этих компонентов следует остановиться подробнее.

Вопросы.

Не всякий вопрос годится для интеллектуально-познавательной игры. К сожалению, этой, казалось бы, очевидной истиной очень часто пренебрегают многие организаторы игр. Порой в той или иной игре встречаются некорректные вопросы, и это приводит к спорам и конфликтам между участниками и ведущим.

Правила.

В каждой интеллектуально-познавательной игре есть свои правила, и даже можно сказать, что они отличаются друг от друга, прежде всего правилами. Но хотя правила разные, при внимательном их рассмотрении можно обнаружить некую закономерность. Она заключается в том, что все правила, по сути, являются ответами на одни и те же вопросы организационного порядка. Всего этих вопросов или организационных проблем десять.

1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники?

2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?

3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно принимают участие в игре?

4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу'?

5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или но принципу жребия (могут быть и другие варианты)?

6. Сколько времени дается на подготовку ответа?

7. Как участники должны демонстрировать готовность к ответу?

8. Кто оценивает правильность ответа?

9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ?

10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов?

Иногда в играх бывает несколько раундов, при этом правила каждого нового раунда изменяются («Счастливый случай»). Но и здесь все выше перечисленные организационные вопросы не теряют своей актуальности, просто они прилагаются теперь к каждому раунду в отдельности.

Если при разработке правил организаторы упустят хотя бы один организационный вопрос, не определятся с ответом на них, то правила игры окажутся неполными, а это может принести к недоразумениям или даже к конфликтам.

Правила игры обычно сообщаются игрокам заранее, но в начале игры они должны быть во всеуслышание повторены еще раз. При этом правила облачаются в игровые одежды, то есть из скучного набора указании превращаются в игровой сюжет.

Три пункта организационного алгоритма, единого для всех интеллектуально-познавательных игр. Выглядеть они могут так:

разработка вопросов игры;

разработка правил игры;

разработка игрового сюжета.

Эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой последовательности: можно сначала придумать вопросы, а потом заняться всем остальным, но можно начать подготовку и с определения правил.

Другими этапами организации интеллектуально-познавательной игры будут:

создание и подготовка команд;

оформление места проведения игры;

подготовка необходимого реквизита;

техническое обеспечение игры;

приглашение болельщиков;

приобретение призов для участников;

выбор жюри;

работа с ведущим.

То есть, за исключением первых трех пунктов, организационный алгоритм интеллектуально-познавательной игры ничем не отличается от организационного алгоритма конкурсных программ

3. Проанализируйте содержательную часть интеллектуально-познавательной игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: