Наука как явление культуры

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых законов (т.е. теоретическое отражение действительности).

Наука, является частью культуры, существует в качестве одной из форм специфически человеческой деятельности, имеющей социальную природу. Наука по определению – способ постижения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле наука – это построение рациональной картины мира. С этой точки зрения, мы можем сказать, что наука возникает уже в античности. В более узком смысле наука предполагает развитую систему методов эксперимента и наблюдения, в этом значении термин «наука» применим только к системе мировоззрения и познания, сложившейся в Европе Нового времени.

Наука сложным образом взаимодействует с другими феноменами культуры, которые выполняют функции осмысления мира. Наука отличается от мифологии тем, что она стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов природы, допускающих эмпирическую проверку. Наука имеет целью теоретическое, в той или иной степени обобщенное, знание, она оперирует понятиями, а мифология образами. В то же время некоторые сведения, накопленные в форме мифов, иногда поддаются научному осмыслению. С другой стороны, данные науки, преломляясь в сознании людей могут творить своеобразную научную мифологию.

Граница между религией и наукой определяется соотношением в них разума и веры, это не означает, что в науке полностью отсутствует такая форма отношения к действительности, как вера (как знания имеющего прочную субъективную основу, внутреннюю убежденность человека, не имеющего прочной объективной основы, то есть достоверных доказательств, исходящих из эмпирической реальности). Но религия ориентирована на область внечувственного, а наука на эмпирическую реальность, данное различие было выявлено еще в эпоху средневековья, что позволило провести границу между наукой и религией и обособить эти две области знания. Все сказанное не относится к области суеверий, которая не связана ни с наукой, ни с религией.

Не менее сложными, чем с религией, были взаимоотношения науки с философией. Существует несколько трактовок соотношения науки и философии: философия рассматривалась как методологическая база научного исследования, как результат предельного обобщения эмпирических данных прикладных дисциплин, как способ интеграции частных наук в нечто единое, как основа для создания целостной картины мира. И то, и другое, и третье, несомненно, верно, но это не должно стирать границу между философией и наукой, данные науки могут быть отправной точкой для создания философской концепции, наука может оперировать предельно обобщенными категориями, сформулированными философией (пространство, время и т.д.), но проблематика философии всегда принципиально иная чем у науки, наука задается вопросами о формах и способах существования явлений окружающего мира, философия же о причинах и целях.

Наука отличается от идеологии (т.е. системы взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности и друг другу), тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. В то же время наука способна порождать определенный тип идеологии, оказывая воздействие на мировосприятие больших групп населения.

Исходя из этого, можно выделить ряд характерных черт, отличающих науку от других связанных с ней феноменов культуры:

1. Наука универсальна: с одной стороны для нее характерно стремление исследовать мир во всем его многообразии, с другой ее данные истинны для всей вселенной при тех условиях, при которых получены исследователем.

2. Наука фрагментарна – она изучает не бытие в целом, различные компоненты или параметры реальности, в структуре самой науки этот признак раскрывается через ее деление на особые научные дисциплины.

3. Наука общезначима – ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их национальной, социальной и культурной принадлежности.

4. Наука безлика – индивидуальные особенности ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования.

5. Наука систематична – она представляет собой определенную систему, структуру, имеющую определенную внутреннюю логику.

6. Наука принципиально незавершенна – в основе мировосприятия характерного для нашей культуры лежит убежденность в безграничности научного познания.

7. Наука преемственна – новые знания определенным образом всегда связаны с прежними. Ни одно положение не возникает в науке на пустом месте, даже если оно сформулировано как критика предшествующих теорий.

8. Наука критична: сомнение – один из основных принципов науки, в науке нет таких положений, даже среди самых фундаментальных, которые не могут быть подвергнуты проверке и пересмотру.

9. Наука достоверна – ее данные могут и должны быть проверены по определенным, сформулированным в ней правилам.

10. Наука внеморальна – сами по себе научные истины нейтральны в морально-этическом смысле. Нравственной оценке подлежат только те действия, которые ученый предпринимает для получения данных.

11. Наука рациональна: она оперирует эмпирическими данными. Наука опирается на данные опыта, результаты воздействия явлений объективной действительности на наши органы чувств (непосредственно или через посредство приборов), но оперирует на основе рациональных процедур и законов логики.

12. Наука чувственна – проверка результатов научного исследования осуществляется эмпирически, средствами чувственного восприятия и только на этом основании признаются они вполне достоверными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: