Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Предметом изучения естествознания выступает комплекс знаний о природе. Эти знания многообразны в своих проявлениях, но едины в контексте человеческой культуры. В настоящее время насчитывается не менее 170 определений культуры. Это свидетельствует об универсальности, всеохватности данного явления общественно-человеческого бытия.

Исходный признак культуры выделяется через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, если он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте всё созданное человечеством есть культура. Однако учёные стремятся к более конкретному объяснению явлений и выражающих их понятий.

Одним из путей объяснения понятия «культуры» является её инструменталистская трактовка. Культура - это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.

В результате процессов развития и преобразования окружающий человека мир можно разделить на две части: то, что создано человеком, и то, что принадлежит природе. Изучение, усвоение и использование того, что создано человеком и чего нет в природе, относят к гуманитарной культуре. Это языкознание, литература, право, история, все виды искусств и т.д. Изучение, усвоение и использование того, что принадлежит Природе, относят к естественнонаучной культуре. Предмет и назначение естественнонаучной культуры – природа, познание законов природы и использование этих законов для поддержания и улучшения жизни человека. Таким образом, эта культура даёт нам пищу, кров, одежду и физическое здоровье, т.е. физиологический комфорт. Предмет и назначение гуманитарной культуры – жизнь людей, организация жизни людей в широком смысле слова: организация языка и мышления, труда и досуга, т.е. душевного комфорта.

Если посмотреть вокруг, то легко можно заметить, что человечество преуспело в достижении физиологического комфорта, но мало преуспело в организации своей жизни. Раздоры, вражда, войны, недоверие и преступления сопровождают всю историю всех народов. В этом нелепость существования человека во все времена: все знают, что душевный комфорт дороже всего, однако легко меняют его на сомнительные блага физиологического комфорта.

Между обеими культурами нет непроходимой пропасти. В первую очередь, по той причине, что носителем культуры является человек, и он в той или иной степени погружён в обе культуры. Это эмпирическая необходимость и факт. Обе культуры имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования. Социологи, экономисты, юристы и другие специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях. Поэтому весьма важным является изучение основных концепций современного естествознания: во-первых, чтобы сознательно применять их в своей деятельности; во-вторых, чтобы получить представление о современной научной картине мира, которую дает современное естествознание.

Каждый великий период в истории естествознания приводит к своей модели природы. Для классической науки такой моделью были часы, для 19 века – периода промышленной революции – паровой двигатель. Что станет символом для нас?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: