Наука - важная форма культуры общества. Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения:
1) как особую систему знаний;
2) как систему специфических учреждений и организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих эти знания;
3) как особый вид деятельности - систему научных исследований.
Научные знания начинаются тогда, когда за совокупным фактором осознается закономерность - общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.
Исторически наука возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в V веке до н.э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время - в XVI - XVII вв. и- был тесно связан с научно-техническим прогрессом и индустриальной революцией.
Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания:
- модель постепенного развития науки;
|
|
- модель развития науки через научные революции.
Цель научной деятельности - получение нового знания. Цель образования — передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. Если нет первого, то не будет и второго. В этом смысле наука важнее образования.
Основная функция науки - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Язык науки отличается от языка других форм культуры. Наука - это мышление в понятиях, а искусство - художественные образы.
Таким образом, наукой называют теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований
В основе научного процесса лежит передача информации, значительное свойство которой — объективность, достоверность, систематичность, непротиворечивость. Именно от науки общество ждет истину в последней инстанции. Наука создается с исключительной целью искать и доказывать истину.
На современном этапе, в условиях научно-технического прогресса, наука является важнейшим социальным институтом. Перечислим значимые черты современной науки:
- универсальность (современная наука изучает все природные и общественные явления);
- безграничность и в пространственных, и в хронологических границах);
- дифференциация и одновременно интеграция научных исследований (от традиционных наук «отпочковываются» все больше новых наук, а новые открытия чаще совершаются в сферах пересечения, интеграции разных наук);
- сближение с потребностями развивающегося общества.
|
|
Функции современной науки:
1) культурно-мировоззренческая (или познавательно-объяснительная) - наука призвана помочь познать и объяснить устройство мира и законы его развития; выработать свое мировоззрение;
2) производственная - наука как непосредственная производительная сила (синтез науки, техники и производства); катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;
3) прогностическая - наука позволяет прогнозировать основные тенденции развития общества и вырабатывать рекомендации для их изменения;
4) социальная ~ наука включается в процессы социального развития и управления им.
Методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития (например, экономическая и политическая интеграция стран-членов БЭС (Большого экономического сообщества).
Иногда эти функции объединяют в две основные: познавательную (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) и практически-действенную (участие в преобразующей деятельности человека и общества). Соответственно этим функциям все науки принято делить на фундаментальные и прикладные. Кроме этой классификации науки делят по объекту исследования: естественные науки изучают природные явления, технические - искусственно созданные объекты, социальные - общество, гуманитарные - человека.
К разряду естественных фундаментальных наук относятся: физика, химия, биология. Они раскрывают структуру материального мира. Технические дисциплины, или прикладное знание, представляют радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям.
К социальным наукам относятся: социология, психология, экономика, политология, а также антропология и этнография и т.д. Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные, за редкими исключениями, - качественными (описательно-оценочными). Социальные дисциплины относят к поведенческим наукам, изучающим взаимодействие людей в группах, институтах, на рынке или в политических ситуациях, поэтому их называют еще бихевиориальными науками.
Гуманитарное знание рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, его духовные ценности, личностное восприятие мира. К гуманитарному знанию относятся: философия, история, искусствознание, литературоведение и т.д.
В связи с тем, что мощь современной науки позволяет кардинально менять современный мир, возрастает значение этических норм ученого. Свобода научного поиска иногда вступает в противоречие с социальной ответственностью ученых в условиях возрастания роли науки в глобальном изменении мира.
Неоднозначны последствия таких научных открытий, как ядерная энергия, клонирование живых организмов и т.п. Возникает дилемма, что важнее для ученого: поиск истины или осознание, что его открытие может привести к гибели человечества
Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты - фундамент этики науки. Нормы этики в науке:
1) общечеловеческие требования и запреты - нельзя красть чужие идеи (плагиат), лгать и т.д.; эти нормы защищает авторское право;
2) свобода поиска истины - защита специфических, характерных для данной науки ценностей (бескорыстный поиск и отстаивание истины);
3) нравственные правша, регулирующие взаимоотношения науки и ученого с обществом (проблема социальной ответственности ученого перед обществом);
4) добросовестность (точность и доказательность всех этапов исследования, научная честность я объективность, отказ от скороспелых сенсационных непроверенных новаций).
Мораль
Человек - существо общественное, поэтому не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода. В то же время правила и нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.
|
|
Кто устанавливает моральные нормы? Существуют разные точки зрения:
- заповеди мировых религий:
- естественно-исторический путь (из массовой житейской практики извлекаются нормы, которые оттачиваются в различных житейских ситуациях, постепенно превращаясь в нравственные законы общества);
- И. Кант сформулировал категорический императив морали. Категорический императив - это безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обязательств.
К основным признакам морали относятся.
- всеобщность нравственных требований (т.е. требования морали обращены ко всем людям, молодым и старым, мужчинам и женщинам, богатым и бедным, католикам и православным);
- добровольность выполнения требований (в отличие от права, где выполнение норм носит обязательный характер, в морали соблюдение требований поддерживается только сознательностью людей и авторитетом общественного мнения).
Наряду с понятием морали используется понятие нравственности. В социальных науках слова «мораль» и «нравственность» используются как синонимы. Наука о морали и нравственности, о должных отношениях между людьми называется этикой.
Структура морали. Мораль включает в себя:
- прямые нормы поведения;
- идеалы;
- ценности;
- категории (общие фундаментальные понятия).
Идеал - это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных требованиях о наиболее возвышенном в человеке.
Ценности - это то, что наиболее дорого, свято для индивида, для сообщества людей, положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
|
|
Критерии и способы оценки этой значимости выражены в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности
Нравственные ценности обязательны. И не просто обязательны, но обязательны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не при каких-то условиях, а всегда. Выделяют семь фундаментальных ценностей, важных для всех людей и для всех сфер общества. Это Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.
Между сферами общества и ценностями возникает соответствие. Основой экономической сферы является Польза. Она выражается в терминах прибыль, выгода и т.д.).
Главным мотивом социальной сферы общества является справедливость. Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости. Она - их высший лейтмотив и смысл. В соблюдение любой нравственной нормы незримо закладывается чувство справедливости.
Политическая сфера строится вокруг другой фундаментальной ценности - Господства. Борьба за власть, лидерство, доминирование, подавление, карьера, конкуренция - все они своим лейтмотивом имеют одно - господство. Формы проявления разные, а суть одна.
Духовная сфера - самая разнородная из всех четырех. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Они опираются сразу на три великие ценности - Истину, Красоту и Добро. Религия строится вокруг добра, наука - вокруг истины, культура искусство - вокруг красоты. Образование находится на пересечении добра и истины.
Особняком стоит еще одна ценность - Свобода. Свобода нужна всем людям и во всех четырех сферах. Свобода - общее для всех достояние, общая для всех ценность.
Одна сфера общества не может строиться на одной единственной ценности. Ученый создает не только истинную, но и полезную теорию, а художник стремится принести своей красотой еще и добро людям.
Категории морали. Важные нравственные ценности сложились в систему ценностно-моральной ориентации, неразрывно связанную с категориями морали.
Категории морали имеют биполярный характер - это добро и зло. Категория «добро» и служит системообразующим началом нравственных понятий. Трудно дать определение слову «добро», но в наиболее общем виде это то, что способствует благу человека и прогрессу общества.
К этой категории примыкает категория «долг» - личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований. Одна из важных моральных категорий «совесть» - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.
Важной категорией морали является честность. Честь - это достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей деятельности.
Достоинство - это понятие, выражающее представления о ценности каждого человека как нравственной личности.
Показатель человеческого достоинства - моральный выбор. В конкретной ситуации каждый человек должен сам, руководствуясь своей совестью, сделать свой выбор между добром и злом.
К критериям морали относится и представление о счастье. Счастье - это удовлетворенность своей жизнью, переживание и осознание красоты и истины.
Моральная оценка - это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании.
Моральные принципы и категории отражаются в самосознании человека, в его поступках и поведениях. У каждого человека складывается такое понятие, как смысл жизни. Это сложная система внутренних духовных ценностей, ради которых человек живет.
Мораль отражает основные стороны общественной жизни и меняется от эпохи к эпохе по мере того, как меняется само общество. Кроме того, может существовать мораль различных социальных групп. Так, рыцарский кодекс поведения был неприемлем для средневекового крестьянина. И в современном обществе принято выделять принципы профессиональной этики. Этика врача, педагога и лесовода отличаются друг от друга. Однако, несмотря на эти различия эпох и социальных групп, существуют общечеловеческие нравственные нормы и ценности, принято особо выделять «золотое правило»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Делая моральный выбор в той или иной ситуации, стоит помнить об этом правиле.