Тенденции развития современного естествознания

Современная наука – это наука, связанная с квантово-релятивистской картиной мира. Почти по всем своим характеристикам она отличается от классической науки, поэтому современную науку называют неклассической наукой. В этом качественно новом состоянии она обретает особенности:

1. Отказ от признания классической механики в качестве ведущей науки, замена ее квантово-релятивистскими теориями привели к разрушению классической модели мира-механизма. Ее сменила модель мира-мысли, основанная на идеях всеобщей связи, изменчивости и развития.

Механистичность и метафизичность классической науки сменились новыми диалектическими установками:

· классический механический детерминизм, исключающий элемент случайного из картины мира, сменился современным вероятностным детерминизмом, предполагающим вариативность картины мира;

· пассивная роль наблюдателя и экспериментатора в классической науке сменилась новым деятельностным подходом, признающим непременное влияние самого исследователя, приборов и условий на проводимый эксперимент и полученные в ходе него результаты;

· стремление найти конечную материальную первооснову мира сменилось убеждением в принципиальной невозможности сделать это, представлением о неисчерпаемости материи вглубь;

· новый подход к пониманию природы познавательной деятельности основывается на признании активности исследователя, не являющегося зеркалом действительности, а действенно формирующего ее образ;

· научное знание более не понимается как абсолютно достоверное, но только как относительно истинное, существующее в множестве теорий, содержащих элементы объективно-истинного знания, что разрушает классический идеал точного и строгого (количественно неограниченно детализируемого) знания, обусловливая неточность и нестрогость современной науки.

2. Картина постоянно изменяющейся природы преломляется в новых исследовательских установках:

· отказ от изоляции предмета от окружающих воздействий, что было свойственно классической науке;

· признание зависимости свойств предмета от конкретной ситуации, в которой он находится;

· системно-целостная оценка поведения предмета, которое признается обусловленным как логикой внутреннего изменения, так и формами взаимодействия с другими предметами;

· динамизм – переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, открытых систем с обратной связью;

· антиэлементаризм – отказ от стремления выделить элементарные составляющие сложных структур, системный анализ динамически действующих открытых неравновесных систем.

3. Развитие биосферного класса наук, а также концепции самоорганизации материи доказывают неслучайность появления Жизни и Разума во Вселенной; это на новом уровне возвращает нас к проблеме цели и смысла Вселенной, говорит о запланированном появлении разума, который полностью проявит себя в будущем.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Что такое естествознание и что оно изучает? Каковы его цели?

2. Определите понятие «концепция».

3. Какими свойствами обладает система наук о природе?

4. Сформулируйте цели наук. Каковы ее характерные черты?

5. Что такое культура? Как соотносятся между собой естественно-научная и гуманитарная культуры?

6. Почему можно (или нельзя) проводить жёсткое разграничение естественно-научной и гуманитарной культур?

7. Как в науке отражены такие понятия как редукционизм и интегратизм?

8. Какие тенденции развития естествознания вам известны?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: