Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством, а также государственной политикой.
Различают два вида государственных и бюджетных устройств: унитарное; федеральное.
Количество унитарных государств, в мире преобладает, но большинство территориально крупных стран являются федерациями.
Вунитарных государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты.
В федеральныхгосударствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные.
Количество звеньев бюджетной системы, таким образом, определяется административно-территориальным делением страны. Каждый орган государственной власти имеет право на свой бюджет.
Республика Беларусь является унитарным государством и имеет двухуровневую бюджетную систему. Структура бюджетной системы закреплена Конституцией Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты и является составной частью финансово – кредитной системы Республики Беларусь.
|
|
Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает помимо бюджетной системы банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Бюджетная система занимает центральное место в этой системе, поскольку бюджет – это основа существования государства, источник финансового обеспечения функций органов власти и управления.
Республиканский бюджет является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.
Местные бюджеты представляют собой финансовые планы формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.
Местные бюджеты делятся на:
- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы составляет консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
|
|
Структура бюджетной системы Республики Беларусь представлена на рисунке 3.
|
|
|
Рисунок 3. Структура бюджетной системы Республики Беларусь
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
- единства. Единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов. Заключается в том, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме;
сбалансированности бюджетов. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
- гласности. Означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
- самостоятельности бюджетов. Обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет;
- эффективности использования бюджетных средств. Заключается в том, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
- достоверности бюджетов. Означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.
- адресности и целевого назначения бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
- ответственности участников бюджетного процесса. Заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействия) на каждой стадии бюджетного процесса.
Таким образом, бюджетная система Республики Беларусь представляет собой регулируемую законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.