Расходы государственного бюджета – процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех
уровней бюджетной системы.
Специфика общественного назначения бюджетных расходов заключается в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной, и других функций государства.
Структура расходов бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов, основными из которых являются:
o уровень развития производительных сил;
o уровень развития производственных отношений;
o экономическая и социальная ситуации;
o финансовая политика государства;
o выбранные приоритеты развития общества;
o методы реализации намеченных задач.
Главное назначение расходов бюджета – обеспечить выполнение государством его внешних и внутренних функций.
Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
|
|
В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по внутреннему и внешнему государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет по наступившим сроком уплаты.
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов.
Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование.
Средства, полученные из бюджета, расходуются строго по целевому назначению и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что средства бюджета выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств и являются целевыми, то есть выделяются с обозначением необходимости достижения за счет их использования конкретных целей.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные на то органы, прямые получатели бюджетных средств исходят из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств
|
|
9.2 Классификация государственных расходов по основным признакам
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы. Группировка расходов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов.
Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам в форме дотаций, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включающая в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Капитальные расходы – часть расходов бюджетов, включающих в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности, а также расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
По общественному назначению расходы бюджета подразделяются на:
- экономические. Используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу материального производства;
- расходы на социальные нужды. Обеспечивают в первую очередь финансирование непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, культуру, искусство), социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения; - расходы на управление. Обеспечивают основную функцию государства - управление - и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и местного управления, правопорядка, судебной власти (обеспечение функционирования Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления; финансовых, налоговых и статистических органов, государственных архивов, а также других государственных органов, выполняющих общегосударственные функции; функционирование органов судебной власти, внутренних дел, прокуратуры, пограничной службы, органов уголовно-исполнительной системы, государственной безопасности, нотариальных контор, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и др.);
- военные расходы. Включают расходы на национальную оборону и относятся к важнейшим государственным расходам, создающим национальную и государственную безопасность;
- расходы на внешнеэкономическую деятельность. Предусматривают осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству;
- расходы на создание государственных запасов и резервов. Предусматриваются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных бедствий, военных действий и являются обязательной статьей расходов госбюджета.