Государственные минимальные социальные стандарты как основа формирования расходов бюджета

Формирование расходов бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

В систему государственных минимальных социальных стандартов вРеспублике Беларусь включаются следующие государственные минимальные социальные стандарты в области:– оплаты труда;– пенсионного обеспечения;– образования;– здравоохранения;– культуры;– жилищно-коммунального обслуживания;– социальной поддержки и социального обслуживания.Государственными минимальными социальными стандартами в области оплаты труда является минимальная заработная плата (месячная и часовая); республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и устанавливаемой Правительством Республики Беларусь тарифной ставке первого разряда.Государственными минимальными социальными стандартами в области пенсионного обеспечения являются минимальные размеры пенсийпо возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца.Государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются:– перечень бесплатных образовательных услуг, включая дошкольное,общее среднее, профессионально-техническое образование, на конкурсной основе среднее специальное и высшее образование, а также иные образовательные услуги;– государственные образовательные стандарты (минимум содержания образования, сроки обучения, требования к уровню подготовки);– нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными иобщедоступными социальными услугами, наполняемости классов, групп в государственных учреждениях образования;– нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений образования;– нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся в государственных учреждениях образования.Государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения являются: нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение на одного жителя; услуги по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, за исключением платных видов медицинской помощи и услуг, оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения, определяемых Правительством Республики Беларусь; услуги по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, за исключением платных видов медицинской помощи и услуг, оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения, определяемых Правительством Республики Беларусь; нормы и нормативы материально-технического, медикаментозного, кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения различных типов и видов; нормы питания, обмундирования, мягкого инвентаря в государственных учреждениях здравоохранения; нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными протезами и зубопротезированием. В области культуры используются следующие минимальные социальные стандарты: перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями культуры; нормы и нормативы обеспеченности населения государственными учреждениями культуры, оказывающими бесплатные и общедоступные социальные услуги.

Государственными минимальными социальными стандартами в области жилищно-коммунального обслуживания являются: перечень и объемы предоставляемых гражданам коммунальных услуг; максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату за пользование жилым помещением и оплату коммунальных услуг, а также на отчисления денежных средств на капитальный ремонт жилого дома в совокупном доходе семьи исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования и нормативов потребления коммунальных услуг; уровень платежей граждан в процентах от стоимости предоставляемых коммунальных услуг.

Государственными минимальными социальными стандартами приобеспечении конституционного права граждан на жилище являются нормы общей площади жилого помещения.Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилые помещения социального пользования предоставляются бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

Указанные выше минимальные социальные стандарты являются основой при формировании расходов соответствующих бюджетов.

9.5 Бюджетные резервы, их виды и назначение

В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, в расходной части местных бюджетов - создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1 процента доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов как при утверждении бюджета, так и в процессе его исполнения.

Средства резервных фондов Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и на финансирование расходов, предусмотренных бюджетной классификацией Республики Беларусь, которые не были учтены при утверждении соответствующих бюджетов или были предусмотрены в недостаточных суммах.

Средства резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Расходование средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь устанавливается решениями Правительства Республики Беларусь, резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов - решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Правительство Республики Беларусь либо по его поручению Министерство финансов ежеквартально информируют палаты Парламента Республики Беларусь о расходовании средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы ежеквартально информируют соответствующие местные Советы депутатов о расходовании средств резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и, как правило, не может превышать 1 процента доходов республиканского бюджета.

Расходование средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.

Кроме того, сверх предусмотренных расходов в республиканском и местных бюджетах за счет остатков средств по соответствующим бюджетам на начало планируемого финансового года и доходов бюджетов текущего года образуется специфический бюджетный резерв - оборотная кассовая наличность.

Оборотная кассовая наличность в течение финансового года используется на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена к концу этого года в размере, установленном при утверждении бюджета.

Максимальный размер оборотной кассовой наличности не может превышать объема расходов, равного двухнедельному фонду заработной платы, финансируемому из бюджета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: