Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь.
Финансовый контроль в Республике Беларусь.
Финансовая деятельность государства и финансовая система Республики Беларусь.
Финансовая деятельность государства – это деятельность по управлению финансовыми отношениями и финансовой системой государства.
Финансовая система Республики Беларусь представляет собой совокупность звеньев, взаимосвязанных между собой и выполняющих общие для них задачи, определяемые финансовой политикой.
Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих звеньев:
1) финансов Республики Беларусь - совокупность денежных средств, право формирования и использования которых принадлежит республиканским органам государственной власти и управления. Они включают: республиканский бюджет, республиканские внебюджетные фонды и другие денежные фонды. Они являются централизованными денежными фондами, ежегодно имеют свою особую структуру (республиканский бюджет; фонд социальной защиты населения; содействия занятости; поддержки производителей сельхоз продукции; фонд валютных средств);
|
|
2) финансов местного самоуправления и управления - совокупность денежных фондов, создаваемых по решениям органов местного самоуправления и управления. Включают местные бюджеты и внебюджетные фонды;
3) республиканского бюджета - из него финансируются расходы, имеющие общегосударственное значение. Доходная часть формируется за счет государственных налогов, сборов и других источников;
4) местных бюджетов - совокупность областных, городских, районных бюджетов и бюджетов сельских и поселковых Советов депутатов. Они самостоятельны, бюджеты нижестоящих территорий не включаются в бюджет вышестоящего территориального уровня;
5) республиканских внебюджетных фо ндов - Фонд социальной защиты населения; Фонд содействия занятости населения;
6) местных внебюджетных фондов;
7) финансов государственных предприятий и отраслей - являются источником для образования денежных ресурсов всех звеньев финансовой системы. Заключают в себе денежные фонды, созданные на предприятиях в целях обеспечения непрерывности производства и удовлетворения социальных потребностей членов. К ним относятся: стоимость основных фондов, оборотные средства, амортизационные отчисления, средства на счетах и в расчетах, кассах;
8) имущественного и личного страхования – создаются для возмещения юридическим и физическим лицам ущерба, причиняемого природными катаклизмами и несчастными случаями;
|
|
9) государственного и банковского кредита - несбалансированность расходных и доходных частей бюджета обусловливает необходимость привлечения для финансирования дефицита бюджета как внутренних, так и внешних источников. Возрастает значение государственного кредита как звена финансовой системы. Ими являются денежные средства юридических и физических лиц;
10) бюджетов свободных экономических зон;
11) бюджета союза Республики Беларусь и Российской Федерации;
12) консолидированного бюджета Республики Беларусь;
13) консолидированных бюджетов административно-территориальных единиц.
Финансовая система как совокупность финансовых органов Республики Беларусь представлена органами и кредитными учреждениями, осуществляющими непосредственную финансовую деятельность государства. В Республике Беларусь финансовую деятельность осуществляют органы общей компетенции (Национальное Собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь) и специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является исключительной (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.).
Финансовый контроль – это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.
В зависимостью от правовой природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, финансовый контроль может быть:
1.Общегосударственным или вневедомственным – осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание Республики Беларусь и местные Советы депутатов осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов органов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии парламента в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение парламента проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный банк.
2.Ведомственным – осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления.
3.Внутрихозяйственным - осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
4.Независимым (аудиторским) – это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.
5.Общественным - осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере.
|
|
Значение финансового контроля заключается в том, что он является одним из важнейших средств обеспечения законности в финансовой деятельности. Финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения, валютных операций, страхования и т.д.
Формами финансового контроля являются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на:
1.Предварительный - предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Цель этой формы - она позволяет предупредить нарушения законов, неправильное, нецелесообразное расходование средств, устранить излишества, выявить резервы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансировании по бюджету.
2.Текущий - осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он позволяет оперативно «замерять» отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины.
3.Последующий - проводится после совершения операций, т.е. после того, как выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Последующий контроль проводится путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий на месте.
Под методами финансового контроля понимают приемы, средства и способы его осуществления. Основными методами финансового контроля являются: обследование, анализ, заслушивание отчетов, рассмотрение проектов финансовых планов, проверки и ревизии.
Ревизия – это основной метод финансового контроля, который представляет собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности.
|
|
Ревизии подразделяются на несколько видов. По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. По способу назначения ревизии делятся на плановые и внеплановые. По степени охвата данных ревизии делятся на сплошные и выборочные. По объему ревизуемой деятельности они подразделяются на комплексные и тематические.
Государственный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляется органами, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными, и органами, специально созданными для осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и управления общей компетенции (Совет Министров Республики Беларусь, Служба контроля администрации Президента Республики Беларусь), для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения.
К специальным органам финансового контроля относятся:
1. Комитет государственного контроля - осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Комитет государственного контроля в пределах своей компетенции координирует контрольную деятельность республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в Республике Беларусь.
2.Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь - создается Президентом Республики Беларусь в целях осуществления координации деятельности государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3.Национальный банк Республики Беларусь - осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства, осуществляет регулирование их деятельности и надзор за этой деятельностью.
4.Министерство финансов Республики Беларусь, областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы. Они осуществляют контроль за исполнением республиканского бюджета, своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов, состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах и др.
5.Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов (ГКРУ) осуществляет контроль за использованием бюджетных ассигнований, контроль за работой нижестоящих финансовых органов по составлению и исполнению местных бюджетов, а также за состоянием внутриведомственного контроля. В процессе своей работы ГКРУ взаимодействует с другими контролирующими и правоохранительными органами.
6.Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, его управления, отделы, инспекции по областям и городу Минску, районам, городам, районам в городах. В их функции входит: учет предприятий и граждан в Государственном реестре налогоплательщиков; обеспечение поступления налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве; взыскание в бюджет недоимок по налогам; обеспечение в пределах своей компетенции взыскание штрафов и других зачисляемых в бюджет санкций; обеспечение учета, оценки и реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов и имущества, перешедшего по наследству государству и др.
7.Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, департамент страхового надзора Министерства финансов и др.
Понятие бюджетного устройства и основы функционирования и бюджетной системы в Республике Беларусь определяются Законом Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-XII (ред. от 24.07.2002) «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».
В соответствии со ст.4 вышеуказанного Закона под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь (ст.ст.5, 7).
Консолидированный бюджет – это совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы (ст.6).
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района.
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.
Бюджет – это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов) (ст.1 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»).
Основными функциями бюджета является распределительная и контрольная функции. Особенность распределительной функции бюджета состоит в том, что распределяется в основном чистый доход общества; распределительная функция охватывает процесс межотраслевого и межрегионального распределения финансовых ресурсов. Контрольная функция бюджета выражается в бюджетном контроле, который выступает в качестве формы проявления финансовой политики государства. Бюджетный контроль направлен на обеспечение выполнения бюджета, способствует укреплению хозяйственного расчета, бережному расходованию финансовых ресурсов. Бюджетный контроль выступает как орудие стабилизации экономического и социального развития.
Роль бюджета заключается в том, что он определяет экономическую политику страны, создает финансовую базу функционирования государства. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны; функционирование органов власти (законодательной, исполнительной, судебной); международную деятельность; национальную оборону (содержание Вооруженных Сил); правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетику, строительство; сельское хозяйство; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику; образование; здравоохранение; физическую культуру и др.