Достигнутые экономические и социальные достижения позволяют признать 50-е годы годами "советского экономического чуда". СССР в военном, научном и экономическом отношении; в это время стал супердержавой.
Экономические достижения 50-х годов были настолько значительны, что они создавали предпосылки того, что в ближайшее время экономика СССР опередит США. Плановая экономика в этот период показала свою жизнеспособность и макроэкономическую эффективность. Советское хозяйство являлось, в сущности, крупнейшей в мире корпорацией, которое умело использовало сильные ее стороны:
- плановость и выполнение долгосрочных планов;
- возможность использования колоссальных финансовых ресурсов для развития приоритетных направлений;
- осуществление крупных капиталовложений в короткие сроки;
- расходовать большие средства на научно-исследовательские работы и т.д.
Достижения 50-х годов опирались на созданную 30-40-е годы ХХ века тяжелую промышленность и транспорт. СССР умело использовал все свои возможности для создания и развития тех направлений и отраслей, которые обеспечивали бы ему в будущем долгосрочный экономический эффект. Он вкладывал ресурсы в образование, здравоохранение, науку. Так, благодаря развитию геологоразведки, была подготовлена мощнейшая сырьевая база для формирования всех отраслей экономики.
В конце 30-40-х годов была создана отечественная инженерно-техническая интеллигенция, произошло значительное повышение квалификации рабочих, была создана совершенно новая система подготовки молодых кадров. Это обеспечило уже в начале 40-х годов повышение эффективности экономики и условия для грамотного и умелого руководства производством в период войны. С их помощью были решены такие тяжелейшие хозяйственные задачи, как эвакуация промышленных предприятий и организацию производства на новых местах в кратчайшие сроки. После войны они организовали быстрое восстановление народного хозяйства, освоили производство ядерного и ракетного оружия, реактивной авиации.
Во второй половине 50-х годов появились благоприятные факторы для развития экономики:
- было приковано усиленное внимание к сельскому хозяйству;
- создавались условия для повышения уровня жизни населения и труда;
- была создана благоприятная социально-политическая обстановка;
- произошло сокращение военных расходов.
Но многие экономические проблемы и к концу 50-х годов оставались достаточно острыми. Низким, по сравнению с западными странами, оставалось качество продукции, его внешний вид и техническое совершенство. Не достаточным был уровень специализации, кооперирования и комбинирования производства. Много слабых мест было в структуре экономики и производственных фондах, организации производства.
В 1958-1960 годах целый ряд событий в жизни СССР способствовали снижению темпов роста и эффективности производства, которые продолжали оказывать свое влияние вплоть до начала 80-х годов. Ими были:
- гонка вооружений;
- ослабление контрольных функций государства;
- непродуманные и поспешные экономические реформы; была произведена продажа сельскохозяйственной техники из МТС колхозам и совхозам; отменен единовременный пересмотр норм выработки, ликвидирована централизованная система управления материально-техническим снабжением, распущены отраслевые бюро Совета Министров СССР, затруднившее управление крупными народнохозяйственными комплексами;
- дезорганизация управление экономикой за счет усиление роли партии в хозяйственной и экономической работе;
- произошла смена поколений, ослабившая дисциплину и требовательность в обществе и экономике;
- появилась коррупция, охватившая в дальнейшем все слои общества;
- произошла потеря социально-культурного смысла развития советского общества за счет подмены его западным идеалом "общества всеобщего потребления" и др.
Необходимость вкладывания огромных средств на развитие военной промышленности, в военную науку негативно сказалось на динамике обновления производственных фондов, научно-техническом прогрессе в гражданской промышленности и на уровне жизни населения. Первой жертвой пало, как всегда в СССР, сельское хозяйство, вложения в которое резко сократились. Рухнули планы второй индустриализации, реконструкции промышленности на новой технической и организационной базе (развитие специализированного производства продукции межотраслевого назначения - литья, штамповок, поковок и т.д.; механизация вспомогательных работ и др.), на чем основывались, во многом, ожидания резкого повышения производительности труда. Срывались планы расширения производства промышленных товаров долговременного пользования, которые конкурировали бы с военной техникой по обеспечению материалами, рабочей силой, квалифицированными специалистами. Их уровень, особенно, качество, оставались в сравнении с западными странами, низким и разрыв этот углублялся.
После 1953 года произошло резкое ослабление контрольных функций государства в области экономики. Оно не сопровождалось ни появлением рыночных механизмов контроля, ни достаточно действенными формами общественного контроля. Определенные усилия по созданию и укреплению общественного контроля в этот период предпринимались. Возросла роль печати как органа общественного контроля, ее выступления стали более острыми, они проверялись государственными органами, в несколько возросла роль партийных и профсоюзных организаций по контролю над администрацией, появились новые общественные органы контроля. Но все эти нововведения оказались недостаточно эффективными.
Во второй половине 50-х годов были проведены непродуманные и поспешные экономические реформы, которые серьезно ухудшили управление экономической жизнью. Хотя отраслевая система управления имела немало недостатков (ведомственная замкнутость, слабый учет местных особенностей и др.), введенная вместо нее в 1957 году система управления промышленностью и строительством имела их еще больше (местничество, потеря управления отраслями, территориальная замкнутость). Она серьезно препятствовала руководству научно-техническим прогрессом.
Продажа сельскохозяйственной техники из МТС колхозам и совхозам ухудшила ее использование и осложнила финансовое положение сельскохозяйственных предприятий и сельского населения. Отмена в 1954 году единовременного пересмотра норм выработки серьезно затормозила возможность повышения производительности труда. К этим наиболее крупным ошибочным реформам надо добавить ликвидацию в 1953 году централизованной системы управления материально-техническим снабжением, роспуск отраслевых бюро Совета Министров СССР, затруднившие управление крупными народнохозяйственными комплексами. В целом, довольно стройная и работоспособная, оправдавшая себя в 40-х - начале 50-х годов система управления экономикой всеми этими реформами была серьезно расшатана и дезорганизована.
Дезорганизации управления экономикой способствовало и усиление роли партийных органов в управление экономикой. С конца 30-х годов известное двоевластие в управление экономикой со стороны государственных и партийных органов стало заменяться единовластием государственных органов. Это отражалось и на повышении роли правительства; в персональный состав Политбюро ЦК все больше вводились государственные деятели. Июньский пленум ЦК КПСС 1957 года явился кульминацией борьбы между государственными и партийными органами за руководство экономикой и другими областями общественной жизни. Победа Н.С.Хрущева в этой борьбе означала новое усиление роли партии в хозяйственной и экономической работе. Помимо того, что всякое двоевластие губительно, вред от него усиливался и не квалифицированными действиями партийных работников, оторванных от реальной экономики.
Указанные изменения в хозяйственном механизме и в методах его реализации привели к тому, что к концу 50-х годов классическая система плановой экономики, сформировавшаяся в 30-40-е годы, была, в значительной степени, демонтирована и стала носить, во многом, формальный характер. В конце 50-х годов это сыграло важнейшую роль в замедлении экономического развития СССР. Поэтому распространенный сейчас приговор плановой экономики, как причине такого замедления, носит поверхностный характер, так как к тому времени эта система была уже разрушенной и от нее мало что осталось.
В конце 50-х годов начался массовый уход на пенсию старого поколения. Оно сформировалось в 20-е годы, когда многие трудовые традиции и нравственные устои дореволюционного времени еще сохранялись. Новые поколения формировались уже как личности 30-40-х годов в обстановке страха, лжи и социального иждивенчества, хотя влияние старших поколений на их трудовой и нравственный облик еще сохранялось. Этому способствовали и некоторые позитивные нравственные ценности советской эпохи. В целом, смена поколений негативно сказалась на экономическом развитии. Именно в этот период произошло ослабление дисциплины и требовательности в обществе и экономике, начался период «иждивенческого» социализма, который быстро развивался и расцветал во всех областях жизни.
Знакомство с условиями жизни в капиталистических странах, в том числе и проигравших в войне, показывало тем, кто мог ее наблюдать, более высокий уровень жизни и бытового комфорта, порождал стремление к ним. Это, в конечном итоге, приводило к коррупции, которая охватила в дальнейшем все слои общества. Этому способствовало также уменьшение привилегий в государственном аппарате, осуществленное во второй половине 50-х годов.
В этот период начался отказ от великой Красной Идеи – коммунизма и потеря социально-культурного смысла развития советского общества. Подмена великого коммунистического замысла западным идеалом "общества всеобщего потребления" очень быстро привела к эрозии и последующей дискредитации Красной Идеи. Фундаментальная причина грянувшего через три десятилетия распада СССР состояла именно в смене парадигмы исторического развития, в предательстве Красной Идее. Страна потеряла свою сверхзадачу глобального значения, перспективу национального и мирового развития, а вместе с тем и чувство исторической правоты
Следует иметь в виду, что советское руководство не использовало многие имевшиеся разумные предложения по улучшению методов руководства экономикой, которые выдвигались тогда многими талантливыми учеными и практиками, которые не противоречили основам плановой экономики.
Обобщая сказанное можно признать, что основными причинами непрерывного падения темпов экономического роста в 60-80-е годы явились постепенный демонтаж плановой экономики, ухудшение уровня хозяйственного руководства и уменьшение давления сверху.
Анализ показывает, что затухание темпов экономического роста, начавшееся в конце 50-х годов, не было неизбежным из-за пороков плановой экономики, а было результатом постепенного ее демонтажа и неквалифицированного политического и хозяйственного руководства. Возникает вопрос, не являлась ли сама деградация командной экономики неизбежным следствием пороков коммунистической системы. Однако это очень сложный вопрос, ответ на который дать в рамках данного анализа, практически невозможно.
Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Экономическое развитие СССР (как и других стран с командной экономикой) носило подражательный характер. Оно в основном копировало научно-технические нововведения и структурные изменения передовых капиталистических стран. Отсутствовал механизм новаторских изменений, тот который давал преимущества в военной экономике. Однако они были и их было не мало, но они имели либо ограниченное распространение, либо не получали поддержки политического руководства в период существования классической плановой системы и тем более, после отхода от нее.
В условиях 90-х годов ХХ века в России выбор плановой экономики как инструмента преодоления экономического кризиса был бы реальной перспективой с некоторыми шансами на успех. При этом требовалось создание таких предпосылок, которые крайне трудно было в условиях информационной экономики реализовать.
Впечатляющие цифры и факты развития Советской страны, достигнутые в 50-е годы ХХ века, заставляют для соблюдения научной корректности подробно изучать.
3.1.2. Ведомственная экономика
Индустриальный рост 1950-60-х годов привел к огромным социальным сдвигам, перемещению людей из деревни в город, из сельского хозяйства в промышленность, с запада на восток, к изменениям всего жизненного уклада многих миллионов людей. У подавляющего числа из них связи с землей, с полунатуральным хозяйством оказались подорванными. Устанавливался новый способ связи продуцента и потребителя. Укреплялась монопольно-государственная система отчуждения и перераспределения продуктов, ставшая, как никогда прежде, могущественной и всеобъемлющей.
Реформы Хрущева не смогли свернуть с пути, намеченного сталинской индустриализацией. Они привели к ликвидации сверхцентрализованной системы управления хозяйством при сохранении основ государственной монополии. В результате реформ конца 50-х годов возникла переходная система управления хозяйством через совнархозы; эта система была малоэффективной и нежизненноспособной, так как не решала задачи дифференциации и специализации единой государственной монополии, т.е. та задача, которая диктовалась условиями отраслевой структуры экономики. Поэтому назревшая потребность дать простор развитию отраслевых министерств и ведомств, заставляли партийно-хозяйственный аппарат объединяться.
Пришедшие к власти новые политические силы составляли симбиоз из контрреформаторов (Л.И. Брежнев) и умеренных реформаторов-хозяйствен-ников (А.Н.Косыгин). Последние, - пытались адаптировать советскую экономику к условиям научно-технической революции. Эта была сложная задача. Поэтому и их внутренняя политика выглядела неоднозначной и противоречивой.
В сентябре 1965 года были приняты решения об одновременном создании отраслевых министерств и проведении экономической реформы. Однако из-за неподготовленности происходили постоянные корректировки, поправки, дополнения, которые в результате так ее выхолостили, что к 1970 году она перестала существовать. Произошел лишь переход к министерско-ведомственной форме управления промышленностью. Министерства и ведомства получили возможность полностью контролировать работу предприятий, распределять дефицитные ресурсы. Одновременно с этим была обеспечено освобождение партийного аппарата от непосредственной хозяйственной ответственности при сохранении за ним реального полновластия. На этом «реформы» и закончились.
В результате утверждения министерско-ведомственной организации экономики и консолидации политического руководства укрепилась власть партийно-государственного и идеологического аппарата. С конца 60-х годов промышленная экономическая реформа свелась к «экономическим экспериментам» на отдельных предприятиях в промышленности и сельском хозяйстве, а также к многочисленным рассуждениям о необходимости «совместить достижения НТР (научно-техническая революция) с преимуществами социализма. Однако в реальности достижения НТР в массе своей отвергались советской экономикой из-за незаинтересованности ее субъектов в научно-техническом прогрессе.
Тем не менее, в 1961-65 годах капитальные вложения в народное хозяйство составили 243,5 млрд. руб. (это было сопоставимо с вложениями в предыдущие 10 лет). Введено в действие 3290 новых крупных промышленных предприятий. Начала давать ток Братская ГЭС. В 1965 году было произведено 507 млрд. кВт۰ч электроэнергии, выплавлено 66,2 млн. т чугуна, 91 млн. т стали, добыто 578 млн. т угля, 243 млн. т нефти. В промышленности произошли качественные изменения; повысился ее технический уровень, освоены новые отрасли производства; увеличилась доля электроэнергетики, машиностроения, металлообработки и химической промышленности. Повысился уровень образования населения. Осуществлено всеобщее обязательное 8-летнее образование. Возросли материальное благосостояние и культурный уровень народа. Упорядочена и повышена оплата труда. Построено 490,6 млн. м2 полезной площади жилищ.
Крупнейших успехов во всех отраслях достигли наука и техника. В 1959 году советская космическая ракета доставила на Луну вымпелы СССР. Космические полеты происходили систематически. В 1965 году вышел в открытый космос А.А. Леонов, в 1966 году – произведена мягкая посадка на Луну, в 1970 – «Луноход – 1».
СССР последовательно боролся за сдерживание развязанной гонки вооружений. Крупным успехом явилось подписание в 1963 году СССР, Великобританией и США Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В 1967 году был заключен Договор о космосе, исключающий использование космического пространства и небесных тел в военных целях; в 1968 году был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия.
В 1967 году страна отметила 50-летний юбилей. К этому времени промышленной продукции было произведено в 73 раза больше, чем в 1913 году; сельского хозяйства - в 3 раза, Увеличился удельный вес страны в мировом промышленном производстве. СССР, население которого составляло только 7% населения земного шара, в 1967 году произвел почти 1/5 часть мировой промышленной продукции (накануне 2-ой мировой войны давал менее 10%). Среднегодовой прирост промышленного производства за 1929-66 годы составил в СССР 11,2% (в США - 4,1; Великобритании и Франции - 2,5%). СССР вышел на одно из первых мест в мире по масштабам и темпам жилищного строительства. За 50 лет Советской власти было построено 2,1 млрд. м 2 полезной площади жилищ.
В конце 60-х – начале 70-х развернулся очередной виток гонки вооружений. В 1968 году для подавления реформ по «обновлению социализма» и для исключения вмешательства в этот процесс НАТО в Чехословакию были введены войска стран Варшавского договора. Ужесточению политического и идеологического курса способствовали конфликт на советско-китайской границе в 1969 году и усиление «холодной войны» с США из-за их войны во Вьетнаме. К середине 70-х годов СССР добился паритета с США в военной области.
Внешнеполитическая и внешнеэкономическая ситуация в первой половине 70-х годов складывалась для СССР удачно: США потерпели поражение во Вьетнаме; в 1974 году начался «мировой энергетический кризис» и поднялись цены на энергосырье (это для СССР было выгодно); возросла военная мощь СССР и США пошли на принятие соглашений об ограничении стратегических вооружений и системы противоракетной обороны.
В 1975 году в Хельсинки состоялось совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Оно провозгласило принцип нерушимости границ в Европе после второй мировой войны, обязательства стран-участниц соблюдать права человека, переход на политику «разрядки (фр. lۥdetand)». Она позволила построить в СССР АвтоВАЗ, КАМАЗ, предприятия химической, металлургической и др. промышлености. Параллельно с ними возводился БАМ, сооружались гигантские гидро,- и атомные электростанции и т.д. Однако экстенсивное развитие крупной индустрии способствовало появлению структурного застоя.
Положение в сельском хозяйстве изменялось мало. Наблюдался отток из села молодежи, происходило обезлюдивание и умирание деревень.
Хотя в 1975 году от 25 до 40% производства объема мяса, молока, яиц, шерсти давали личные приусадебные участки пришлось сделать закупки зерна и другой сельскохозяйственной продукции за границей постоянными.
Из-за структурного кризиса в 1976 -77 годах темпы экономического роста в СССР стали резко снижаться.
В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая провозгласила СССР общенародным государством, вступившим фазу «развитого социализма».
В политической сфере стали усиливаться консервативные и милитаристские тенденции. Они были связаны с новым витком гонки вооружений, развертыванием программы противоракетной обороны и внешнеполитической экспансией США, из-за размещения в европейских странах, членах НАТО, более 600 новых ядерных ракет, направленных против СССР и его союзников, расширением военных баз по всему миру, раздуванием конфликтов на Ближнем Востоке и др., приведшие в конце концов к окончанию периода «разрядки». В это время также:
- было начато производство, размещение ракет средней дальности, других видов новой военной техники;
- осуществлен ввод ограниченного контингента вооруженных сил СССР в Афганистан;
- введено военное положение в Польше.
Для ослабления угрозы войны, обуздания гонки вооружений СССР предложил:
- подписать соглашение о прекращении производства ядерного оружия и начать сокращение его запасов, вплоть до полной их ликвидации;
- заключить договор, запрещающий производство нейтронного оружия; созвать европейскую конференцию по военной разрядке, на которой договориться о неприменении друг против друга ни ядерного оружия, ни обычных вооружений;
- не создавать новые военные блоки;
- начать переговоры о безопасности в Персидском заливе;
- продолжить переговоры с США о сокращении стратегических вооружений;
- договориться об ограничении развертывания строительства подводных лодок и запрещении модернизации их вооружений;
- установить мораторий на размещение в Европе новых ракетно-ядерных средств;
- создать международный комитет, определяющий жизненную необходимость предотвращения ядерной катастрофы.
Все выше сказанное не могло не сказаться на положении в стране. Это способствовало возникновению кризисных явлений и в экономике СССР. Произошло падение темпов экономического роста, вызванное также:
- ограниченным приростом трудоспособного населения;
- ограниченностью сырьевой базы особенно в европейской части;
- непродуманной деятельностью Минводхоза, связанной с такими глобальными решениями, как поворот северных рек и т.д.
Экстенсивное развитие советской экономики достигло своего предела. Использования достижений НТР так и не произошло. Прогрессивные отечественные разработки внедрялись исключительно на предприятиях ВПК. Разрыв с ведущими странами в микроэлектронике, роботостроении, информационной технике, биотехнологии и других ведущих новых направлениях увеличивался.
Все эти внутри- и внешнеэкономические трудности сопровождались потерей управляемости экономикой, способствовали нарастанию кризиса в политическом руководстве.
Фактически к началу 80-х годов все основные варианты и модели развития такого сверхмонополизированного хозяйства, как СССР, - от сталинской мобилизационной экономики до брежневской административно-распределительной системы - оказались исчерпанными. В руководстве нарастали реформаторские настроения, хотя характер реформ был не ясен даже будущим реформаторам.
3.1.3. Новые ориентиры. Перестройка экономической и политической
системы. Возвращение в капитализм.
11 марта 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Горбачев. Все последующие события и изменения связаны с этим именем. Всесоюзная эйфория, связанная с его избранием и заявлением, что он хочет добиться ускорения технологического и социально-экономического развития СССР и ликвидировать углубляющееся отставание от развитых стран, имея в виду, что существовавшая в СССР экономическая и политическая система обладает огромным потенциалом развития и совершенствования, а задача заключается лишь в том, чтобы использовать его, ликвидировав помехи для реализации, длились всего несколько месяцев. Далее следовало все нарастающее разочарование, воплотившееся во всеобщую ненависть к этому человеку, не проходящую до сих пор.
Легкость, с какой начали изменять веками наработанные принципы и устои, сродни были призыву Гитлера к своим солдатам: «Пусть совесть вас не мучит, за все отвечу я» [3.7].
Дальнейшая последовательность разрушительных действий, выдержанных в пожеланиях К. Клаузевица и А. Даллеса (см. п. 3.1.1.5) у человека, который был первым лицом СССР, следующая:
1. Замена всех «старых» кадров. К началу 1987 года было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК КПСС.
2. Подключение к сознательному и заинтересованному решению общих задач не только «верхов», но и «низов». Это принятие законов:
- о трудовых коллективах с широкими полномочиями, включая выборы хозяйственных руководителей;
- расширение гласности и демократии для выявления недостатков и созданию атмосферы требовательности и непримиримости к косности и бюрократизму, к разбазариванию и разворовыванию государственных средств, к несправедливости в распределении дефицитных благ;
- расширение непосредственной демократии на производстве при сохранении устоев государственной собственности и т.д.
3. Перевооружение народного хозяйства и роста производительности общественного труда на основании концепции ускорения, предусматривающей замену нового строительства на модернизацию действующих предприятий. Ошибочность этого направления следует из того, что оно было реакцией не на растущее хозяйственное отставание от Запада, а на военно-технологический вызов Запада, выразившийся, в частности, в разработке США системы противоракетной космической обороны (СОИ) и в размещении ракет средней дальности в Европе.
4. Введение в практику межгосударственных отношений сомнительной концепции нового мышления и приоритета общечеловеческих ценностей, приведшей к деидеологизация международных отношений и ослабление военного могущества СССР путем:
- прекращения развертывания в Европе ракет средней дальности;
- освобождения ракетно-ядерного потенциала Великобритании и Франции от учета при заключении договора о ликвидации советских и американских ракет средней дальности;
- уничтожению большего, чем в два раза ракет средней и меньшей дальности;
- не запрещения односторонней разработки США систем противоракетной обороны;
- отказа от военного вмешательства в процессы ликвидации коммунистических режимов в бывших социалистических странах;
- отказа от поддержки просоветских режимов в странах третьего мира;
- подписания Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.
Во внутригосударственных делах эта концепция ускорения создала:
- финансовую брешь в бюджете страны в 37 млрд. руб. от развертывания антиалкогольной компании, к росту самогоноварения, проблемой в обеспечении населения сахаром, к уничтожению виноградников, к увеличению потребления алкогольных суррогатов и наркотиков;
- напряжение в бюджете и подведение страны к финансовому кризису из-за приоритетного развития машиностроения с необходимостью для этого огромных бюджетных вливаний; к сужению и без того узкого потребительского рынка, так как импортные поставки для машиностроения осуществлялись за счет сокращения закупок продовольствия и промышленных товаров массового спроса.
Неудачи 1985-86 годов привели к неправильному выводу, что причины стагнации советской экономики и ее отставанием от западных стран надо искать не в ошибках прежнего руководства, а самой социалистической системе и к необходимости ее демонтажа.
В начале это стало касаться только идеологической сферы: пересмотру основ социалистической системы, его теоретического учения, марксизма-ленинизма, признания руководящей роли КПСС в обществе и социализма, как формы общественных отношений.
На практике это вылилось в принятие Закона о государственном предприятии, принятом в 1987 году. Речь в нем шла о том, чтобы, не меняя принципиально отношений собственности, изменить хозяйственный механизм, сделать его более эффективным. Для этого он ограничивал полномочия министерств и ведомств, которые сводились лишь к подготовке контрольных цифр хозяйственного развития и к определению государственного заказа, долю которого предполагалось постепенно снижать. Все, что производилось сверх госзаказов, предприятие могло реализовывать по свободной цене на выгодных для себя условиях. Администрация предприятия получала возможность устанавливать численность работающих, размер заработной платы, выбор партнеров, а трудовые коллективы – право выбора администрации.
Однако стратегия «хозрасчетного социализма», как и концепция ускорения, в ходе практического воплощения не привели ни к чему хорошему:
- конкуренции между социалистическими предприятиями не могло возникнуть, так как большинство из них были убыточными и нуждались в поддержке государства;
- руководители предпочитали ориентироваться на госзаказ, гарантирующий централизованное снабжение сырья и сбыт продукции;
- в стране не было разветвленной сети посреднических организаций и товарно-сырьевых бирж, которые обеспечивали бы свободную деятельность предприятий на «социалистическом рынке»;
- произошел рост дефицита от необоснованного увеличения зарплаты, сокращения производства и увеличения ассортимента дорогих товаров;
- не удалось заложить основ для возникновения в стране бизнеса, предпринимательского класса и предпринимательской психологии.
От всех этих нововведений в обществе нарастали процессы, которые грозили своей неуправляемостью, и встал вопрос о лигиматизации власти в условиях идеологической либерализации системы. Его предполагалось решить на ХIХ партийной конференции 1988 года. В результате пришли:
- к необходимости отстранения партийных органов от непосредственного управления экономикой;
- лишения партийных органов государственных функций;
- сосредоточение государственных функций в Советах;
- к созданию Советов в соответствии с принципами парламентской демократии.
Начало этому процессу должны были положить выборы Съезда народных депутатов СССР – нового высшего законодательного органа страны. Он образовывал новый источник легитимности власти – постоянно работающий Верховный Совет. Решения конференции ограничивали монополию партаппарата на власть, но предполагали совмещение партийных постов и председателей Советов.