Транспортные средства на дорогах Руси 16 страница

План индустриализации страны 2 предполагал возведение новых предприятий (см.п. 3.1.1.3) по всей стране. Для этого также нужно было перевозить в массовом порядке разнородные грузы. Этому в наибольшей степени соответствовал универсальный подвижной состав.

Приближающаяся война 3 заставляла: с одной стороны наращивать военные «мускулы», развивать и строить предприятия, а, с другой, - возводить их в защитной зоне, не доступной для возможной оккупации и нападения на нее противника. Опять же требовались массовые перевозки материалов, техники и людей.

На случай эвакуации 4 предприятий в более безопасные районы также предполагался использоваться железнодорожный транспорт. Она впоследствии в 1941-42 годах нашими железнодорожниками была успешно осуществлена.

Военные действия требуют массовых разносторонних перевозок личного состава и техники. Это также нагрузка на военных железнодорожников.

После освобождения оккупированных территорий сразу же приступали к восстановлению разрушенного народного хозяйства. Для этого опять же были необходимы массовые перевозки материалов, техники и людей.

Все эти предвоенные, военные и послевоенные перевозки ложились на железнодорожный транспорт. Для выполнения всех этих задач в наибольшей степени удовлетворяли универсальные вагоны и уже к 1950 году было в основном завершено восстановление разрушенного войной народного хозяйства.

Все это явилось основой для создания Концепции развития нашего вагоностроения.

В мирное время главной обязанностью транспорта является перевозки людей и грузов 5 (табл.3.16), объединение территорий 6 и удовлетворение разносторонних человеческих желаний 7, 8.

Мы уже отмечали, что в этом периоде все основные виды транспорта 9, 10, 11, 12, 13 «заматерели». Они стали основными в той области, которая определялась Единой транспортной системой страны (см. табл. 3.4).

Образование существующих путей сообщения мы в соответствующих разделах этой работы рассмотрели. Точки зрения на их возникновения не бесспорны, но логичны. Сухопутные (железные 9, автомобильные 10, трубопроводные 13 системы) и водные (морские и речные) 11 дороги, не смотря на их искусственность стали для человека естественными, а воздушный, хоть и совершается в естественной среде – искусственным. Другие виды транспорта, которые были предложены в это время (подвесные, навесные, подземные, над,- и подводные, космические) 14 объединяли в себе многие черты существующих. Их возможное применение рассматривалось уже в будущем.

Требования безопасности 15, доступности 16 и экономичности 17 предъявляются к любому виду транспорта.

Безопасность рассматривается в широком понимании, как безопасность пассажира и груза, так и самого транспорта, как механической системы. И в том и в другом направлении есть свои проблемы. Решаться они должны комплексно. (На особом месте находиться безопасность автомобильного транспорта, которая допускает у нас от 25 до 30 тыс. смертей людей и более 220 тыс. увечных за год).

Доступность рассматривается с позиций физического использования и экономической нагрузки. Если первая проблема решается выбором направлений дорог, то вторая, - затратами на них. Последние, как правило, очень большие и они зависят от принятых сроков жизни, на которые рассчитываются транспортные системы и их составляющие. Так, трудно согласиться с таким подходом, когда железнодорожный путь рассчитывается на 500 лет, подвижной состав – в среднем на 40, капитальные сооружения – от 90 до 150 лет и т.д. Думается, что во главу угла должны быть поставлены разумные сроки жизни, связанные с окупаемостью, всей системы, а ее составляющие – вытекать из этого. При этом составляющие системы могут быть как одноразовыми, так и ремонтируемыми в зависимости от их исключительности. Тут уместно вспомнить, что при создании ремонтируемых конструкций, было принято правило «трех»: долго-, средне- и маложивущие элементы. Срок жизни всей конструкции определялся несколькими (обычно не более трех) сроками восстановлений долгоживущих элементов, срок жизни последних - сроками восстановления среднеживущих элементов (также трех), а последних, - сроками жизни маложивущих элементов (их тоже устанавливали три). В целом ремонтируемая машина, такой она может быть либо при невозможности производить частые ее обновления, либо из-за ее уникальности, будет иметь три больших ремонта, при которых обновляется вся машина, девять средних, при которых происходит восстановление средне- и маложивущих элементов и двадцать семь малых восстановлений, при которых происходит восстановление только маложивущих элементов.

Такая система предполагает, что и состав всей системы должен быть из подобных элементов с надежностью из таких трех групп.

Экономичность транспорта рассматривается как с позиций затрат на перевозки, так и на работу в других направлениях (в социальной, милитарной, экологической и др. видах деятельности). Редко все затраты на транспорт покрываются сборами от его пользователей, чаще он дотируется государственными, региональными, муниципальными, хозяйственными органами, реже, частными лицами.

Подвижной состав любой транспортной системы – это сложное устройство, которое обеспечивает свою целостность и безопасность при движении. В нем размещаются грузы или пассажиры. Они изолируется от внешней среды перемещения, им внутри создаются необходимые условия сохранения и обеспечения жизнедеятельности. На железнодорожном транспорте это вагоны и локомотивы 18, на автомобильном – автомобили 19, на водном – суда 20, на воздушном – самолеты, вертолеты 21, на трубопроводном – капсулы 22 и др. Все они конструктивно различны, имеют разные технические характеристики, экономические показатели, по своему оказывают воздействие на окружающую среду, имеют свои особенности и вид.

Различными для подвижного состава являются те физические принципы, на которых основывается их передвижение:

- трение скольжения 24 качения 25; их в той или иной степени использовали железные и автомобильные дороги. До 1801 года сомневались в возможности обеспечения передачи тяги от вращающегося колеса на рельсы. Р. Тревитик своим изобретением паровоза доказал эту возможность;

- за счет гидростатического давления 26; им обеспечивается плавание тел в воде, которое используют водные виды транспорта;

- за счет создания подъемной силы 27, создающей условия для полета в воздухе тел тяжелее воздуха, самолетов, вертолетов и воздушных шаров;

- другие физические принципы 28; гравитационное притяжение земли используется на отдельных частях сухопутных видов транспорта для ускоренного и замедленного движения; реактивное движение - самолетами в воздушной и ракетами - в безвоздушной среде; механическая, электрическая и другая аккумуляция энергии на экипаже для создания транспортных систем на основе жироскопических, аккумуляторных и других концентраторов энергии [3.11].

По мере развития транспорта и транспортных средств требования к ним повышались:

- к дальним поездкам стали готовиться - появились понятие надежности 29;

- желание осуществлять поездку с комфортом 30;

- для перевозок грузов появилась проблема грузоподъемности 32;

- поездки захотелось осуществлять быстрее – возникла проблема скорости 33;

- стали задумываться о цене грузов и пассажиров - появились проблемы, связанные с их физической и коммерческой сохранностью, и другие 31.

В дополнение к тем основным целям, для которых создавались определенные виды транспорта, их, стали использовать шире:

- с выгодой 35, которая рассматривалась не только с экономических позиций, но и под взглядом решения социальных задач для быстрой и экономически выгодной связи регионов между собой;

- индустриализация страны заставила заняться полезными ископаемыми 36. Их использовали для внутренних нужд и для продажи, пополняли государственный бюджет. Для этого полезные ископаемые должны быть найдены, добыты и доставлены на место переработки или продажи, чего без транспорта осуществить невозможно;

- индустриализация, война, да и общее развитие государства требовали расширения производств 37 народного хозяйства, многие из которых были удалены друг от друга. Объединяли их в одного целое, связанное и легко достижимое, транспорт;

- полицейские и военные перевозки 38 государству необходимы – одни устраняют внутренние проблемы общества, а другие – внешние. Так на фоне героической работы тыла в военные годы вершиной работы железнодорожного транспорта явились эвакуация 1941-42 годов, обеспечение военных перевозок в течении всей войны, величайшая переброска войск и снаряжения на Дальний Восток на завершающем этапе Великой Отечественной войны и др. (Заметим также, что одной из целей сооружения БАМа, была милитарная);

- мы уже отметили, что в этот период основные виды транспорта перешли в стадию становления, для которой характерно, что внутреннее развитие и совершенство являются естественными. Поэтому научно технический прогресс в технике и технологии 39 не мог не сказаться на их развитии;

- освоение, развитие, приближение и экономическое вовлечение всех наших необъятных просторов страны в повседневную жизнь – это не только важнейшая задача экономической географии 40 страны, но и транспорта. Только с его помощью «уменьшается и делается доступной» вся территория страны.

Человечество, как разросшаяся популяция, очень неспокойная. Для его успокоения предпринимаются различные объединения людей в сообщества, государства различных форм общественного и государственного устройства, происходит их трансформация. В рассматриваемом периоде в начале века и в конце ХХ века страна находилась и находится сейчас в состоянии капиталистических отношений. Но на развитии транспорта они пока большого влияния не оказали. Практически весь ХХ век наша страна жила при социализме 41. Его влияние на транспорт было решающим. Благодаря ему, транспорт получил сегодняшнее выражение и, несмотря на коллосальные общественные изменения, сохранился на уровне, достойном нашей страны.

Таким образом, произведенный системный анализ (табл. 3.16), совместно с хронологией развития техники и технологии, приведенные в [3.10] дал возможность выявить причины, приведшие к появлению и развитию такого транспорта в рассматриваемом периоде, который бы обеспечивал:

- удовлетворение человеческого интереса;

- способствовал расширению общения, торговли;

- решал военные задачи;

- обеспечивал разностороннюю связь;

- перевозил грузы и пассажиров и многое другое.

Решение поставленных задач было возможно только с использованием искусственных путей сообщения, обеспечивающих безопасность и доступность. Эти условия выполняли железнодорожный, водные, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта. Они, используя законы трения, гидростатики, аэродинамики; обеспечивали в то время надежность и комфорт, необходимую грузоподъемность и скорость, сохраняли грузы и пассажиров.

Распространению этих видов транспорта способствовали: мода, выгода, реклама, поиск и открытие залежей полезных ископаемых, расширение производства, необходимость поддержания и обеспечения внутреннего и внешнего порядка, а также естественный, выражаясь современным языком, научно-технический прогресс, расширение экономической географию мира и стран и т.д.

В формализованном виде все выше сказанное может быть представлено для рассматриваемого периода в следующем виде:

{{1^2^ 3^4 ^5^6^7^8}; {9^10^11^1213^14};

Перспективный → {15^16^17}; {18^19^20^21^22^23}; {24^25^26^27^28};

транспорт {29^30^31^32^33^34}; {35^36^37^38^39^40}; 41}.

Именно этим факторам в наибольшей степени в советском периоде отвечали железнодорожный, водные, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта. Их бурное развитие и становление в XX веке нашло свое отражение в экономиках большинства стран мира. У нас почти все виды транспорта, во многом повторяя конструктивные, технологические и эксплуатационные особенности зарубежных аналогов, во многом отличались от них. На это повлияло: уровень развития и состояние экономики, изменения, вызванные военными разрушениями, государственное влияние на выбор параметров и характеристик ее элементов, климатические условия, география, территория и многое другое, что формировало особенности нашей страны. Поэтому все отечественные виды транспорта, за исключением автомобильного приобрели самобытные черты, которые внесли в их развитие много новых, оригинальных и революционных решений.

Литература

3.1. Гареев М.А. Сражения на военно-историческом фронте. М., 2008, с. 396

3.2. Клаузевиц К. О войне. М.,РИМИС, 2009. Т.3. с.335.

3.3. Робертс Дж. От второй мировой до «холодной» войны, 1939-1953 /Пер. с англ. – Москва: АСТ, 2014.- 638 с.

3.4. СССР: Энциклопедический справочник /Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1982.- 607 с.

3.5. Гареев М.А. Сражения на военно-историческом фронте. М., 2008, с. 396.

3.6. Ханин Г.И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск. Наука. 1991. С.146.

3.7. Гитлер А. Моя борьба, М., «Витязь». 2000. с. 600.

3.8.Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т 1-5. М.: Алгоритм. 1992.

3.9. Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия /Гл. ред. С.С. Хромов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 704 с.

3.10. Чурков Н.А., Соколов М.М., Морчеладзе И.Г. Генезис вагоностроения. М.: ВИНИТИ РАН, 2013.- 280 с.

3.11. Физические эффекты в машиностроении: Справочник / Под общ. ред. В.А. Лукьянца. – М.: Машиностроение. 1993.- 224 с.

3.12. Солоневич И.Л. Народная монархия /Иван Солоневич.- М.: Алгоритм, 2011.- 624 с.

3.13. Коулман, Дж. Комитет трехсот. М.: «Древнее и современное», 2014.,- 608 с.

4. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ либерально-рыночного периода развития

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

4.1. Россия в конце XX и начале ХХI веков. Особенности Российской Федерации, ее становление, как нового государственного образования на территории - евроазийского пространства.

4.2. Переход страны к рыночной экономике. Состояние страны.

4.2.1. Динамика основных макроэкономических показателей РФ

4.2.2 Влияние мирового финансово-экономический кризиса 2008-2009 годов

на экономику России

4.2.3. Проблемы и перспективы развития российской экономики

4.3. Транспорт РФ.

4.3.1. Общая характеристика видов транспорта

4.3.2. Состояние основных фондов транспортного хозяйства и инвестиции в его основной капитал 4.3.3. Размещение транспортного комплекса на территории России

4.3.4. Динамика и структура перевозок

4.3.5. Транспортная политика РФ

4.3.6. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской

Федерации до 2030 года

4.3.7. Грузоперевозки на железных дорогах мира

4.3.8. Сколько стоит транспорт

4.3.9. Прогноз развития железнодорожного транспорта

4.3.10. Факторы, определявшие направления развития путей сообщения

либерально-рыночного этапа развития

4.4. Реформирование на железнодорожном транспорте РФ

4.4.1. Прелюдия

4.4.2. Хронология предреформенных лет

4.4.3. Основные направления структурной реформы

4.4.4. Результаты проведенной реформы

4.4.5. Развитие ОАО РЖД

4.4.6. Наше отношение к рыночным преобразованиям на железнодорожном

транспорте

4. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ либерально-рыночного периода развития

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

С 11 марта 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Горбачев. После непродолжительного времени (менее 2 лет) отношение к нему от восторженного сменилось на резко отрицательное.

Он предложил свое понимание необходимых перемен в стране. Их суть заключалась в ускорении технологического и социально-экономического развития СССР и ликвидация его углубляющегося отставания от развитых стран: слово «ускорение» стало главным лозунгом первого этапа его правления. В основе этого замысла, который носил весьма общий характер, было представление о том, что существовавшая в СССР экономическая и политическая система обладает огромным потенциалом развития и совершенствования и задача заключается лишь в том, чтобы использовать его, ликвидировав препятствовавшие его реализации помехи.

Горбачев свои замыслы начал осуществлять:

- с замены старых руководящих кадров на новые; им было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК КПСС;

- с мобилизации «низов» общества путем гуманизации всей системы обще-ственных отношений, расширения прав трудовых коллективов, использованием «гласности» и «демократизации» для создания атмосферы требовательности, непримиримости к косности и бюрократизму, к коррупции, к разбазариванию и разворовыванию государственных средств, к непримиримости в распределении дефицитных благ; для этого был принят ряд законов, указов и постановлений;

- с введением новой ивестиционо-структурной политики по отношению к модернизации действующих предприятий – как основы быстрого технического перевооружения всего народного хозяйства и роста производительности общественного труда. Предусматривалось темпы роста машиностроения увеличить в 1,5 – 2 раза;

- с поиском средств для реализации его проектов за счет свертывания военных программ, разоружения и уничтожения созданного оружия, а также принятия концепции нового политического мышления, приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми.

Создавая свою концепцию «хозрасчетного социализма», Горбачев пришел к политической либерализации, в дальнейшем к отказу от социализма, КПСС, советской системы и СССР, устроив его преобразование, отказавшись вначале от поста Генерального секретаря ЦК КПСС, а затем и поста Президента СССР.

На этом закончилась прелюдия распада и уничтожения СССР.

С 1991 года мы отметили начало либерально-рыночного периода развития железнодорожного транспорта, который продолжается и по настоящее время.

4.1. Россия в конце XX и начале ХХI веков. Особенности Российской Федерации, ее становление, как нового государственного образования на территории - евраазийского пространства.

Распад СССР. Образование Российской Федерации. На Съезде народных депутатов РСФСР 29 мая 1990 года с третьей попытки и с перевесом в три голоса Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР.

12 июня 1990 года Съездом народных депутатов была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, провозгласившая приоритет респуб-ликанских законов над союзными, но при этом, подтвердившая намерение России остаться в составе Советского Союза.

17 марта 1991 был проведён Всероссийский референдум, по итогам которого был введён пост Президента РСФСР.

12 июня 1991 года в результате первых всенародных выборов Президен-том РСФСР стал Ельцин. После избрания его основными лозунгами стали борьба с привилегиями номенклатуры и поддержание суверенитета России в составе СССР. 10 июля 1991 года Ельцин принёс присягу на верность народу России и Конституции РСФСР, и вступил в должность.

20 июля 1991 года — издаётся Указ Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. № 14, запрещающий деятельность политических объединений в органах исполнительной власти («органах государственного управления») РСФСР, республик в её составе, исполнительных комитетах Советов народных депутатов всех уровней, в государственных учреждениях, организациях, концернах и на предприятиях, расположенных на территории РСФСР, независимо от их подчинённости.

В это время шли переговоры глав союзных республик СССР и их автономий с «союзным центром» о создании вместо СССР Союза Советских Суверенных Республик или Союза Суверенных Государств. Подписание договора было намечено на 18 августа 1991 года, но было сорвано образованием Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). 22 августа 1991 года члены ГКЧП были арестованы и «союзный центр» начал стремительно терять власть. С конца августа начался демонтаж союзных политических и государственных структур. Произошел крах центральной власти СССР, переподчинение властных структур республиканским лидерам и к распаду Союза ССР. В течение месяца после ликвидации ГКЧП о независимости объявили почти все союзные республики.

Ельцин издал ряд указов, выходящих за пределы его конституционных полномочий, в том числе указы о переподчинении союзных органов республиканским, о передаче союзных средств массовой информации в ведение Министерства печати и массовой информации РСФСР, о передаче всех видов правительственной связи СССР в ведение КГБ РСФСР, а также банков, почты, телеграфа СССР в ведение РСФСР. До конца 1991 года под юрисдикцию России перешли органы гражданской и военной прокуратуры, Министерство финансов и Госплан СССР.

6 ноября 1991 года Ельцин издал Указ о запрете деятельности КПСС и компартии РСФСР. Однако Конституционный суд признал незаконным роспуск всех партий. Он не мог распространяться на организационные структуры первичных парторганизаций КПСС, образованных по территориальному принципу.

Президент РСФСР и Верховный Совет предпринимают ряд шагов по укреплению власти в Российской Федерации: введение в действие системы вертикального подчинения исполнительной власти; формирование нового механизма взаимодействия между Федеральными и региональными властями; переход к ним исполнительно-распорядительных функций; окончательное упразднение всех структур КПСС; создание прецедента освобождения от должности глав исполнительной власти регионов.

Период сентября-декабря 1991 года характеризовался крайней неустой-чивостью и неопределенностью сфер государственно-политического развития. Были ликвидированы или подорваны прежние структуры государственного управления, началось оттеснение на второй план Советов. В срочном порядке создавались новые институты: Администрация президента, институты глав администрации субъектов Федерации, представителей Президента, мэра. Механизм провозглашенной системы разделения властей не был проработан ни в политическом, ни в правовом плане. Обострился кризис внутрифедеративных отношений в России.

28 октября 1991 года на V (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР Ельцин изложил меры, которые он предполагал принять для выхода страны из кризиса. Было принято постановление о социально-экономическом положении в РСФСР, одобрившее направления радикальной экономической реформы и предоставившее Президенту дополнительные полномочия для её осуществления.

15 ноября было сформировано Правительство Ельцина. Он представил программу Правительства по преобразованию РФ в страну с рыночной экономикой.

8 декабря 1991 года президенты России, Украины и Председатель Верхов-ного Совета Белоруссии объявили о прекращении существования СССР; ими было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).

12 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежское соглашение («за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7). Законность данной ратификации вызывала сомнение даже у членов российского парламента, так как по Конституции РСФСР 1978 года рассмотрение данного документа находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР. Тем не менее, в тот же день Верховный Совет РСФСР принял постановление о денонсации Договора об образовании СССР 1922 года. Совместно с Белоруссией, Россией и Украиной Казахстан, Киргизия, Мол-давия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан подписали Декларацию о целях и принципах СНГ и протокол к соглашению о создании СНГ.

25 декабря 1991 Горбачев подписал указ о сложении с себя полномочий Президента СССР. В тот же день Верховный Совет РСФСР принял Закон об изменении наименования государства: РСФСР была переименована в Российскую Федерацию (Россию). С 26 декабря 1991 года Российская Федерация стала независимым государством и была признана государством правопреемником СССР.

Российская Федерация в 1992—1993 годах. 2 января 1992 года с либерализации цен началась радикальная экономическая реформа. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами (преимущественно импортными); возникла гиперинфляция, уровень жизни населения резко упал. Зарплаты не выплачивались, предприятия стали перешли на бартер. Цены взлетели в несколько раз.

В результате распада СССР разрушились многих производственные связи. На территории новых независимых государств оказалось большинство незамерзающих портов, значительная часть морского торгового флота, крупные участки бывших союзных трубопроводов, значительное число высоко-технологичных предприятий. Экономика погрузилась в глубокую депрессию. В стране начался резкий рост бедности и социального неравенства. По оценкам Всемирного Банка в 1988 году только 1,5 % населения России жили в бедности, а в середине 1993 года уже от 39 % до 49 %. Система здравоохранения пришла в упадок. С 1992 до 2012 годов в стране наблюдалась естественная убыль населения.

В мае 1991 года республики в составе РСФСР перестали быть автономными В течение 1992 года происходило переименование многих регионов, а также обновление самой федеративной структуры России. Для устранения конфликта между общероссийским законодательством и декларациями о государственном суверенитете республик 31 марта 1992 года был подписан и утвержден Федеративный договор.

Конституционный кризис и конституционная реформа 1993 года. Радикальные реформы, в результате которых значительная часть страны обнищала, вызвали сопротивление в стране и конфликт между Ельциным и Верховным Советом России. Указ Ельцина о роспуске Съезда и парламента, обострил конституционный кризис привел к вооруженному восстанию. Ельцин ввел войска в Москву, обстрелял из танков Дом Советов, распустил Съезд народных депутатов и прекратил полномочия Советов всех уровней.

12 декабря 1993 года по инициативе Ельцина была принята ныне дейст-вующая Конституция Российской Федерации, установившая новые основы пост-роения российской государственности после распада СССР: все российские регионы получали статус субъектов федерации. Параллельно референдуму по Конституции проходят первые выборы в Государственную Думу и в Совет Федерации.

Российская Федерация в 1994—1999 годах. В 1994 году возникла первая чеченская война. Конфликт и предшествующие ему события характеризовались большим количеством жертв. В итоге были выведены российские войска, произошли массовые разрушения, жертвы, волны террора, прокатившаяся по России и де-факто независимость Чечни.

В процессе приватизации середины 90-х годов произошло сильное расслоение общества. Так, различия в доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных россиян изменились с 3,3 раз в 1980-е годы до 8,1-8,5 в 1995—2004. Передача крупных государственных предприятий в частные руки была зачастую обусловлена не экономическими, а политическими соображениями реформаторов и осуществлялась по заниженным ценам. Сто сорок пять тысяч государственных предприятий было передано новым владельцем по общей стоимости всего в один миллиард долларов.

В 1996 году на второй срок был избран Ельцин.

2 апреля 1997 Россия и Беларусь образовали Союзное Государство России и Беларуси.

Экономический кризис 1998 года был для России одним из самых тяжелых. Его вызвали: огромный государственный долг России, кризис ликвидности, низкие мировые цены на экспортное сырьё России и финансовая пирамида ГКО (государственные краткосрочные облигации). Повлиял на кризис и технический дефолт 17 августа 1998 года. Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Обесценивание рубля существенным образом повлияло на развитие экономики. Было подорвано доверие населения и иностран-ных инвесторов к российским банкам и государству и к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, многие банки. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Вместе с тем, шок, который испытала экономика в результате дефолта оказал положи-тельное влияние на её развитие, так как возросла экономическая эффективность экспорта. Экспортно ориентированные предприятия получили дополнительные преимущества в борьбе на внешнем рынке; предприятия, производящие продукцию для внутреннего рынка, повысили свою конкурентоспособность, иностранная продукция резко возросла в цене; произошли многие структурные изменения в экономике.

Президентство В. В. Путина в 2000—2008 года. 31 декабря 1999 года Ельцин объявляет о досрочном уходе в отставку и назначении на пост президента премьер-министра В. В. Путина. В марте 2000 года В. В. Путин выигрывает прошедшие выборы и становится вторым президентом России.

В 2000-е годы были проведёны многие социально-экономические реформы. Они способствовали увеличению поступления иностранных инвестиций в Россию с 10 млрд. долларов в 1999 году до 120 млрд. долларов в 2007, росту мировых цен на товары российского экспорта и содействовали улучшению состояния российской экономики. Деньги, полученные за счёт высоких цен на энергоносители, правительство использовало для выплаты внешнего долга и создания стабилизационного фонда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: