Отражение ментальной картины мира в художественной культуре Греции

Во-первых, античная культура отличается космологичностью. Космос противостоит Хаосу своим совершенством и упорядоченностью, своей красотой.

Во-вторых, античную культуру объединял антропоцентризм. Лучшее определение антропоцентризма заключено в словах Протагора: «Человек есть центр всей Вселенной и мера всех вещей». Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком. Сопоставление макрокосма — Вселенной и микрокосма — человека предполагало гармонию существования. Поэтому для древнегреческой культуры был свойственен поиск «пропорции связи вещей», математических законов красоты и гармонии, поиск идеала человеческого тела и духа.

Идеал, к которому должен был стремиться каждый гражданин полиса, — калокагатия. Прекрасный и хороший человек соединяет в себе красоту безупречного тела и нравственное совершенство. Это положение определяет «телесный» характер культуры Древней Греции. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой, т. е. достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием, воспитанием.

Культ тела определялся и более прагматическими причинами: ловкость, сила были необходимы для защитника отечества, т. е. для военных целей.


В-третьих, общим в культуре античной Греции была состязательность. Эта черта была порождена полисным характером культуры. Состязательность характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания спортивные, конные, художественные — поэтические и музыкальные, состязания философов и т. п.

Агон (состязание, борьба) олицетворял характерную черту свободного грека, гражданина полиса: его личные заслуги и качества проявлялись только тогда, когда выражали идеи и ценности городского коллектива.

мировоззрение древних греков эстетично по сути. Космос виделся ими как завершенное целое: гармоничное, прекрасное, звучащее.

В древнегреческих мифах создание мира представляется его гармонизацией. Греческие боги (олимпийские!) - прекрасны и гармоничны. Даже Судьба (Рок) при всей своей грозности, эстетична.

Древнегреческий эпос естественно складывался в завершенные целостные поэмы (Илиада, Одиссея) и циклы сказаний.

Древнегреческие трагедии и комедии стремились к совершенству своего построения.

То же касалось и архитектуры, стремившейся к завершенности форм в человеческих масштабах.

И скульптуры, в которой складывались каноны, более гибкие, чем древнеегипетские, а главное - антропометрические, математически и зрительно выверенные, основанные на пропорциях правильно сложенного человеческого тела. Это был "канон природы", но обработанной, ставший "каноном культуры". Ведь и живое человеческое тело обрабатывалось, оформлялось в занятиях гимнастикой. Человек оказался действительно "мерой всех вещей" (Протагор) во многих отношениях, и всегда - мерой совершенства. В этом плане древнегреческое искусство действительно классично. Но эта классичность его не была столь узкой, формальной, как позже в европейском классицизме, выросшем на основе греческих и римских образцов.

Сведения о самых древних из известных нам представлений греков о Земле мы находим в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». В них говорится о Земле как о слегка выпуклом диске, напоминающем щит воина. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь ежедневно из вод Океана на востоке и погружаясь в них на западе.

Трагедия Эсхила полна общепатриотическими и общенародными идеями. Сравнивая Грецию и Персию, свободу и деспотизм, Эсхил своей трагедией говорит о необходимости прекращения преследования персов, понёсших уже достаточно наказаний за свою агрессивность.

«Антиго́на» — трагедия древнегреческого драматурга Софокла, поставлена в марте-апреле 442 года до н. э. Переведена на русский язык Ф. Ф. Зелинским.

«Антигона» написана на мифологический сюжет фиванского цикла. В трагедии «Антигона» Софокл вскрывает один из конфликтов современного ему общества – конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными.

ЛИСИТСРАТА

Комедия создавалась в условиях ухудшившегося положения Афин. Пелопоннесская война продолжалась, и Спарта приобретала новых могущественных соратников, в том числе и Персию. В этот раз в комедии инициаторами заключения мира становятся женщины и девушки всей Греции, которые много выстрадали от тягот войны, уставшие от разлук и потерь. Аристофан обращается к тому, что объединяет всех воюющих мужчин: к их потребности в любви и сексе. Эта общечеловеческая потребность оказывается под угрозой. Женщины со всей Греции объединились во главе с афинянкой Лисистратой и уединились на Акрополе

ОБЛАКА

Пьеса направлена против софистов, высмеивающихся в лице Сократа (хотя в постановке пародируется учение не Сократа, а видного софиста Антифонта), и вообще против нового образа мыслей и суждений, чуждого консерватору Аристофану, воспринимавшегося им как нечто «туманное» (нагоняющее «облака» пустословия) и вредное.

Главным литературным событием становится рождение и расцвет греческой трагедии и театра. Отцом трагедии был Эсхил, который, как и Пиндар, не принял демократию. Главным его произведением является «Прикованный Прометей», герой которого — Прометей — стал воплощением мужества и силы человека, его богоравности и готовности пожертвовать своей жизнью ради свободы и благополучия людей.

В творчестве Софокла, прославлявшего демократию, греческая трагедия достигает классического уровня. Герои его произведений являются сложными натурами, они сочетают в себе приверженность идеалам свободы с богатством внутреннего мира, глубиной психологических и нравственных переживаний, духовной тонкостью. Самой знаменитой его трагедией стал «Эдип-царь».

В искусстве Еврипида — третьего великого трагика Эллады — отразился кризис греческой демократии. Его отношение к ней было двойственным. С одной стороны, она привлекала его ценностями свободы и равенства. В то же время она пугала его тем, что позволяла неразумной толпе граждан по своему настроению решать слишком важные вопросы. В трагедиях Еврипидалюди показаны не «какими они должны быть», как это имело место, по его мнению, у Софокла, а «каковыми они были на самом деле». Наиболее известным его творением стала «Медея».

Наряду с трагедией успешно развивается комедия, «отцом» которой является Аристофан. Его пьесы написаны живым, близким к разговорному языком. Их содержание составляли актуальные и злободневные темы, среди которых одной из центральных была тема мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: