Категории диалектики

Напомним, категории есть наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.

Диалектика включает в себя систему парных категорий, которые являются такими же всеобщими категориями, как и категории диалектических законов. Они отражают определенные моменты диалектического развития действительности и являются ступенями познания мира, формами диалектического мышления. Парность категорий свидетельствует о диалектическом характере в каждом моменте развития и познания.

Единичное, особенное, общее. Это ступени познания. Вначале объект предстает перед познающим субъектом как нечто единичное (частное, отдельное, индивидуальное), обособленное от других объектов в пространстве и во времени вещей и событий. Единичным может быть не только отдельный предмет, но и класс предметов, если он берется как нечто единое, относительно самостоятельное. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного. Общее выражает определенное свойство, характерное для данного класса предметов, а также закон существования и развития всех единичных форм.

Причина и следствие. Причина есть взаимодействие, результатом которого является нечто – предмет, процесс, явление, называемое следствием. Для действия причины необходимы некоторые условия. Условия – это обстоятельства (вещи, их состояние, взаимодействие), необходимые для наступления события, но сами по себе его не вызывающие. Без условий причина бессильна. Условия могут способствовать или препятствовать началу действия причины.

Необходимость и случайность. Это категории, отражающие тип существующей связи между предметами. Необходимость и случайностьобусловлены характером причины. Характер причины определяет данное событие как необходимое или как случайное. Необходимость обусловлена основными, существенными причинами. Случайность вызывается внешними, побочными, несущественными факторами.

Содержание и форма. Содержание – это все то, из чего состоит предмет. Форма – это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ выражения содержания. Форма являет нам способ внешнего выражения содержания, способ организации целого. Форма удерживает его в устойчивом равновесии.

Содержание оформлено, а форма содержательна. При этом изменения в форме и содержании могут происходить разнонаправленно. Содержание развивается энергичнее, форма более консервативна. Форма как более устойчивое образование может сохраняться дольше, заключая в себе новое содержание, что свидетельствует о противоречивости развития. Противоречие разрешается снятием старой формы, изменившееся содержание обретает новую форму. В общественной жизни засилье формы приводит к формализму, к искажению содержания.

В современной науке категория «форма» близка к категории «структура». Структура – это совокупность связей между элементами системы. Элемент – это неделимая в пределах данной системы ее необходимая составная часть. Система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элементы составляют содержание системы, а структура – ее форму.

Сущность и явление. Сущность вещи – это то, что дает ей качественную определенность, обусловливает все другие ее свойства и отношения. Явление – это выражение, обнаружение сущности во внешней форме существования предмета. Сущность никогда полностью не совпадает с явлением. Сущность есть закон. Сущность есть общее, которое взаимосвязано с единичным (явлением). Явление доступно чувственному восприятию, сущность постигается только разумом. Познание идет от явления к сущности, и от сущности первого порядка к сущности второго и так далее.

Возможность и действительность. Возможность – это сама причина, взятая как знак, символ будущего. Осуществление возможности есть действительность. Возможность – это потенциальное бытие. Действительность – наличное бытие. Человек творит поле возможностей в тех пределах, которые ему доступны. Познав реальные возможности, человек переводит их в желаемую действительность, в которой творится поле новых возможностей. (К примеру, цепь возможных превращений: школьника в абитуриента, абитуриента в студента, студента в специалиста, и у каждого веер возможностей вариантов будущего).

10). Альтернативы диалектики

Наряду с диалектикой существуют и другие теории развития, которые также являются философскими методами, но противоположными диалектике.

К альтернативам диалектики относятся:

Метафизика, о которой речь шла выше, является главной альтернативой диалектики. Метафизика и диалектика расходятся в понимании основных принципов бытия и познания.

Наряду с метафизикой существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями.

Софистика – выведение ложного по сути, но воспринимаемого по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

Эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного смешения, объединения разрозненных фактов, создания искусственных интеллектуальных конструкций.

Догматизм – одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании ее относительности. Негибкость в мышлении.

Релятивизм – абсолютизация относительности и условности содержания познания. Преувеличение зависимости процесса познания от его условий, например, от индивидуального состояния субъекта.

Э н е р г и я п о н и м а н и я

1. В какой мере состоятельна диалектика? Обращались ли Вы к ее категориям в своей духовной практике?

2. В чем разница между диалектическим и механистическим пониманием источников развития?

3. Чем различаются философское и обыденное понимание качества? Можно ли отождествлять качество с вещью?

4. Докажите логически неизбежность перехода количественных изменений в качественные.

5. Можно ли говорить о вреде или пользе противоречий?

6. Как соотносятся понятия: взаимодействие, причинность, детерминизм?

7. Можно ли необходимость отождествлять с причинностью, а случайность с беспричинностью?

8. Прокомментируйте с позиции диалектики высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: