double arrow

Ф. Энгельс

«История природы и человеческого общества – вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления».

(Энгельс, Ф. Диалектика природы [Текст] / Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1982. – С. 44).

«Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения – точно определенным для каждого отдельного случая способом – могут происходить лишь путем количественного прибавления, либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии).

(Энгельс, Ф. Диалектика природы [Текст] / Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1982. – С. 45).

«Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, соответственно в более высокие формы».

(Энгельс, Ф. Диалектика природы [Текст] / Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1982. – С. 180).

«В диалектике отрицать не значит просто сказать «нет», или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом. Способ отрицания определяется здесь, во-первых, общей, а во-вторых, особой природой процесса. Я должен не только подвергнуть что-либо отрицанию, но и снова снять это отрицание. Следовательно, первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе оставалось или стало возможным. Но как это достигнуть? Это зависит от особой природы каждого отдельного случая».

(Энгельс, Ф. Анти-Дюринг [Текст] / Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1983. – С. 141).

«Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу».

(Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии [Текст] / Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1978. – С. 8).

К. Маркс

«…Не всякая произвольная сумма денег или стоимостей может быть превращена в капитал, …напротив, предпосылкой этого превращения является определенный минимум денег или меновых стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров. …Средневековые цехи стремились насильственно воспрепятствовать превращению ремесленника-мастера в капиталиста, ограничивая очень незначительным максимумом число рабочих, которых дозволялось держать отдельному мастеру. Владелец денег или товаров только тогда действительно превращается в капиталиста, когда минимальная сумма, авансируемая на производство, далеко превышает средневековый максимум. Здесь, как и в естествознании, подтверждается правильность того закона, открытого Гегелем в его «Логике», что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: