Теоретическая концепция А.В. Мезьер

Мировоззренческая и теоретическая концепция А.В. Мезьер заставляет нас говорить о ней не только как о библиографе, но и как о теоретике книговедения. Группируя источники под словом «книговедение», она выделяет «первые попытки обоснования марксисткой теории книговедения», отражая здесь новейшие теоретические работы 1928-1931 гг. и «другие работы по вопросам книговедческой теории». Критерии группировки явственно вытекают из определения книговедения, которое даёт А.В. Мезьер: «Книговедение – наука о книге как социальном явлении, общая социология книги; являясь, как и всякая общественная дисциплина, лишь одной из конкретных форм выражения общих законов социальной диалектики, книговедение может изучать книжные явления и их эволюцию лишь в той мере, в какой оно в своих построениях опирается на общую научную теорию социального развития, т.е. на исторический материализм; в домарксовый - идеалистический - период своего развития оно не могло поэтому сложиться в научную теорию; как наука, изучающая более общие законы развития книжных явлений, книговедение является методологически ведущей дисциплиной для других книговедческих дисциплин, конструируя, однако, свою теорию в тесной диалектической взаимосвязи с их частными теориями, как также опирающимися на философско-социологичекую базу марксизма». В этом определении следует отметить несколько принципиально важных моментов, продуктивных с сегодняшней точки зрения:

· классификацию книги, как социального явления, а книговедения как общественной науки;

· детерминированность науки о книге диалектико-материалистическим учением;

· утверждение статуса общей теории книговедения как методологической, теоретической базы частных книговедческих дисциплин и осознание диалектической связи последних с общим книговедением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: