Словарь.(Соответствует изучению тем)

Парадигма: Рамочная концепция, основанная на общих признаках и принципах взаимодополняющих концепций, позволяющая определить общий подход к выработке концепций и постановке новых проблем на данном этапе развития человеческого общества.

Концепция: совокупность главных идей, методов исследования и описания результатов.

Культура. Латинское слово cultura первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Культура – это человекоформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующий в виде особого аспекта общества; проявляется в предметных результатах деятельности и в способах осуществления этой деятельности.

Наука - это определенный вид знания, а также особая сфера деятельности людей. Наука познает объективные законы явлений, которые изучает, т.е. раскрывает общее, устойчивое необходимое и закономерное в отдельных явлениях.

Проблема: постановка таких вопросов или целей исследований, ответ на которые требует не только использования известных законов, но и получения новых знаний.

Факты – явления самой действительности. Научный факт – это наше знание, истинно сообщающее нам о наличии этого явления. Истинные и ложные факты: Солнце вращается вокруг Земли. Земля вращается вокруг Солнца. Для доказательств берутся не отдельные факты, а вся совокупность относящихся к данному вопросу фактов, без единого исключения.

Проблема – вопрос, «знание о незнание».

Догадка – интуитивное предположение о решении проблемы.

Научная гипотеза – предположительное знание, истинность или ложность которого не доказана.

Теория – одна из наиболее устойчивых форм научного знания, в отличии от гипотезы, - проверена, доказана; в научном смысле – это система истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений, высшая форма научного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и связей.

Принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.

Законы конкретизируют принципы, раскрывают механизм их действия, взаимосвязи вытекающих из них следствий. Законы науки отражают в форме теоретических утверждений существующие (в природе) и постигнутые (открытые) объективные законы.

Категории науки – наиболее общие и важные понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, ее предмета. Принципы, законы, категории – главные элементы теории.

Научная революция - это результат качественного изменения всей системы теоретического знания, вследствие накопления новых фактов, открытий. (Н. Коперник, И. Ньютон, А. Эйнштейн)

Методы – это:

1. приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т.п.

2. способы эмпирического и теоретического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование идеализация, формализация и т.п.

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений.

Эксперимент – способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером, преобразующим воздействием на объект с целью решения проблемы, в связи с которой эксперимент ставится.

Измерение – это материальный процесс сравнения какой – либо величины с эталоном, единицей измерения.

Аналогия – прием познания, при котором на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других свойствах.

Моделирование – «это есть замена изучения интересующего нас явления в натуре изучением аналогичного явления на модели меньшего или большего масштаба, обычно с лабораторных условиях. Основной смысл моделирования заключается в том, чтобы по результатам опытов с моделями можно было дать необходимые ответы о характере эффектов и о различных величинах, связанных с явлением в натуральных условиях». Академик Л. И. Седов.

Модель – это материальная (реально существующая или искусственно созданная) или мысленно представляемая система, заменяющая объект познания.

Замещение исследуемого объекта его моделью является сущностью моделирования.

Идеализацияпроцесс абстрагирования, мысленного создания понятий об идеализированных объектах, которые не существуют в реальном мире, но имеют прототипы.

Интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения; вид непосредственного знания (озарение, вспышка).

Литература к темам

Литература к курсу:

  • Горелов А.А. "КСЕ".
  • Рузавин Г.И. "КСЕ".
  • Найдыш В.М. "КСЕ".
  • Солопов "КСЕ".
  • Карпенков С.К. "Основные КЕ".
  • «Естествознание» под ред.

КСЕ – концепции современного естествознания.

8. Наука как форма знания и как социальный институт. Наука как высшая форма знания. Объективная истина – вечный идеал науки. Эмпирический и теоретический уровни знания. Наука как социальный институт. Литература к теме: Алексеев П. В. Панин А.В., Философия. М., 1996. Возможности и границы познания. М., 1995, Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.,1988, Раушенбах Б. Пристрастие. М., 1994

9. Формы и методы научного познания. Формы: факты, проблема, догадка, научная гипотеза, теория, принцип, законы науки, категории науки. Методы: наблюдение, эксперимент, измерение, аналогия, моделирование, модель, замещение, идеализация, интуиция. Литература: Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М. 1985, Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. 1988, Кочергин А. М. 1985, Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. 1988, Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы.1999.

10. Происхождение науки. Возникновение науки как отрицание, преодоление мифологи. Зарождение эмпирического научного знания. Античная натурфилософия как первая форма собственно теоретической науки. Литература: Волков Г.У. У колыбели науки. 1971. Философия и методология науки (под редакцией В.И. Купцова) 1997

11. Развитие естествознания от античности до начала ХХ века. Революция в науке. Античный и средневековый периоды развития естествознания. Становление естествознания в современном его понимании. Революция в механике. Развитие естествознания вХУ111-Х1Х веках. Процесс теоретизации наук о природе. Укрепление взаимосвязи науки и техники, науки и материального производства. Литература: Агафонова Н.В. Прогресс и традиции в науке. 1991, Вавилов С.И. Развитие идеи вещества. 1970, Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. 1981, Физическое знание: его генезис и развитие. 1993

12. Естествознание и научная картина мира. Понятие о научной картине мира. Историческая смена физических картин мира. Современная научная картина мира. Литература: Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы. Частицы, поля, заряды. 1988, Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. 1994.

13. Общая панорама современного естествознания. Естествознание в аспекте научно-технической революции. Соотношение дифференциации и интеграции научного знания. Проблема классификации наук. Литература: Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. 1987, Степнин В.С. Философская антропология и философия науки. 1992

14. Естествознание в системе материальной и духовной культуры человечества. Общее понятие культуры. Наука – ведущая форма культуры ХХ века. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Субъективно – ценностные аспекты научного познания. Социальна ответственность ученых. Литература: Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. 1993, Менделеев Д.И. Заветные мысли.1995, Сноу Ч. Две культуры.

Современная наука и мистицизм. Общее понятие мистики. Социально – мировоззренческие истоки и аспекты мистицизма. Гносеологические, познавательные корни мистики. Современная научная картина мира и мистическое миропонимание. Литература: Винокуров И., Гуртовой. Психотронная война. 1993, Капра Ф. Дао физики. Уроки мудрости. 1994, 1996

Вопросы темы.

4. Мегамир в его многообразии и единстве. Мегамир, его состав и строение. Эволюция Метагалактики, галактик и отдельных звезд. Солнечная система, планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеориты, звезды, туманности, межзвездная среда, космические лучи, электромагнитные волны. «Белый карлик», нейтронные звезды, «черная дыра». Литература: Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. 1985, Новиков И.Д. Эволюция Вселенной 1990,

5. Проблема «начала» и конца» Вселенной. Принцип несотворимости и неуничтожимости материи. Проблема «тепловой смерти» Вселенной. Возможна ли единая теория мира в целом? Литература: Готт В.С. Философские проблемы современной физики. 1998, Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. 1982.

6. Влияние космоса на земные процессы. Человек во Вселенной. Земля как элемент Солнечной системы. Космизм как особая форма мировоззрения. Солнечная активность и исторические события. Литература: Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. /Земное эхо солнечных бурь. / Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. 1924, 1977, 1995. Философия русского космизма. 1996

Литература:

Барашенков В.С. Существуют ли границы науки: количественная и качественная неисчерпаемость материального мира. М., 1992

Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. М., 1995.

Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1990

Трофименко А.П. Вселенная: творение или развитие? Минск, 1987

Темы для докладов и рефератов: Деятельность выдающихся русских ученых – Н.И. Лобачевского, Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева, И.П. Павлова, Н.И. Вавилова, В.И Вернадского, К.Э. Циолковского, С.П. Королева, И. В. Курчатова, М.В. Келдыша и др./ Предположительно: проведение «Круглого стола»/




double arrow
Сейчас читают про: