Исторические заметки связанные с данью, дарение в 18 -… веках
Советское строительство
o Сущность дани и дарения в советские времена.
o Приполярная переписка 1926-1927г.
o «Ни торговцы, ни охотники не представляют собой социально однородной массы
(социально-экономических классов). Социальные иерархии, создаваемые режимами торговли и дарообмена, формируют гетерогенные сети, которые тянутся далеко в тайгу по тем же цепочкам, по которым путешествуют медвежьи шкуры и макароны.»
Заключение
Рассмотрение случая социальной жизни медвежьей шкуры и макарон в свете подхода Каллона позволяет переосмыслить все аспекты этого классического видения соотношения форм обмена. Мой главный тезис выше был в том, что это различие не описательно, а перформативно. Кроме этого, важными представляются следующие три момента:
1. этот случай позволяет ещё раз поставить под сомнение различие между традиционными и современными экономиками
2. вторая линия аргументации, уводящая нас от классической экономической антропологии, связана с утверждением, что смысл обмена в традиционной или современной экономике (или на определённом уровне экономической интеграции, по Салинзу) одинаково понимается его участниками.
|
|
3. именно подход Каллона позволяет переосмыслить понятия «шкала» и «уровень» взаимоотношений. С его точки зрения, сети, которые состоят из людей, материальных предметов, до кументов и научных фактов, не содержат шкалы, различающей мелкий и крупный планы, дальнюю и близкую переспективы. Все звенья цепочек этих сетей, все линии связей, сплетений и расплетений одинаково удалены от исследовательского взгляда в оптике этого подхода (см. также: [Ло 2006; Латур 2008]). Я модифицировал подход Каллона, указывая на перформативную роль различия форм обмена, но согласен с его пониманием шкалы исследовательской оптики.