Марсель Мосс

«Эссе о даре»

Зачем текст написан?

Текст написан как критика концепции «экономического человека вообще» и «первобытного экономического человека» в частности. Исходя из этой концепции, дикарь руководствуется экономическими принципами, он рационален, поэтому утилитарность такого действия, как обмен подарками, подвергается сомнению.

Кроме того, автор стремится доказать несостоятельность идеи того, что обмен материальными благами между племенами – это просто обмен вещами, при котором одна сторона не имеет одного вида благ и имеет в достатке другой и - наоборот.

Основная проблема, обсуждаемая в тексте:

Разрешение противоречия: обмен дарами не имеет экономической выгоды, однако активно совершается. Поиск причин и скрытых выгод, приносимых этим обменом.

Цели:

1. Поиск функции и смысла, которые выполняются обменом дарами

2. Выяснение того, является ли обмен дарами добровольным или фактически обязательным действием (Это относится также к критике западных представлений об этикете, когда обмен подарками считается делом добровольным)

3. Поиск юридической и экономической нормы, обеспечивающих обмен подарками

4. Поиск силы в вещи, обеспечивающий подобный характер обмена дарами

Решение проблемы, предлагаемое автором:

Обмен дарами и потлач (сжигание и уничтожение собственных вещей) не приносят экономического выигрыша участвующим в нем сторонам.

Они имеет следующую неэкономическую (!) «прибыль»:

· Создание интенсивных личностных взаимоотношений

· Создание и поддержание престижа и статуса дарителя и отдаривающего, если ему удалось преподнести такой ж дорогой подарок

Аргументы и выполнение целей:

1. Социальная солидарность достигается благодаря постоянному обмену частичками душ, которые заключаются в циркулирующих материальных благах

2. Экономическая выгода обмена дарами не всегда присутствует: например, дары ваигу и мвали используются в символических целях (ими любуются, их передают).

3. Норма: Будучи формально добровольными, в действительности дары являются строго обязательными. Невозвращение дара влечет за собой потерю авторитета и санкции в отношении одариваемого.

4. Сила в вещи: (Хау – дух вещи) Возвращать дар обязывает также и тот факт, что подаренная вещь содержит в себе частичку души дарителя. Сохранение вещи у владельца при неполном возмещении ее стоимости грозит ему несчастьями.

5. Обмен подарками включает в себя следующее триединство:

· Обязанность возмещать полученные дары

· Обязанность делать подарки

· Обязанность принимать подарки

Основные понятия и примеры:

1. Потлач

На территории Меланезии:

Существование потлача (от слова «кормить», «расходовать») выражается в расточении, уничтожении накопленных богатств с целью затмить своего противника

На территории Самоа:

Элементы потлача: честь, престиж, мана (которую несет за собой богатство), обязанность возмещать дары. Особая форма потлача осуществляется при рождении ребенка, достижении девушкой половой зрелости и др.

Тонга – материнское имущество, ребенок живет у дяди по материнской линии, тем самым имущество дяди становится и имуществом ребенка, он обладает общим правом на имущество дяди.

Тонга – недвижимое имущество (женское)

Олоа – движимое имущество (мужское), преимущественно инструменты.

2. Таонга и Хау

Таонга – личная собственность, передаваемая в дар.

Хау – дух вещи, то есть дух таонга.

Обмен подарками равноценен обмену частичками душ. В этой системе является логичным возвращать дарителю отданную им самим частичку души. Кроме того, подарки нельзя задерживать, так как задерживание душ представляет смертельную угрозу.

3. Обряд «пилу-пилу».

Территория: Новая Каледония.

Правовые основания:

· Подаренная вещь возвращается сама по себе

· Наши праздники – движение «иглы», связующей нити

4. Кула

Территория: Тробрианские острова

Кула – большая межплеменная торговля (переводится как «круг», осуществляется знатью)

! Кулу следует отличать от гимали – простого обмена экономическими товарами

Кула осуществляется во время морских путешествий и занятий коммерцией.

Особенности кула:

· Ложная скромность дарителя

· Ложное пренебрежение одариваемого

Ваигу’а – основной предмет обмена.

Другое важное проявление: сагали – большие раздачи пищи, для групп, оказавших помощь вождю или его клану.

5. Подарок богам и милостыня

Цель даров богам: купить мир, обезопасить себя от проклятий и несчастий

Милостыня

Цель милостыни: обеспечить себя от гнева богов, так как боги мстят за бедных из-за излишков счастья у других.

6. Кредит, рассрочка и честь.

Территория: северо-запад Америки и Британская Колумбия

Система подарков – кредит – сближение сроков возмещения подарков – заем

Понятие чести: поддержание индивидуального престижа вождя – нужно превратить в должников тех, кто сделал вас должниками.

Чтобы доказать свою честь, нужно производить разрушения, следовательно, нужно совершать потлач.

7. Три обязанности

· Обязанность давать. Потерять престиж значит потерять душу.

· Принимать. Если отказываешься принимать, значит, боишься, что не сможешь отплатить равным. Это значит заранее признать себя побежденным.

· Обязанность отвечать на дары. Если не отдаривают или не разрушают соответствующие ценности – теряют лицо навсегда. Санкция – обращение в рабство за долги.

Основные выводы работы:

1. В исследуемых обществах происходит постоянный обмен духовного вещества между кланами, заключенный в вещах и людях. Он создает и закрепляет социальную солидарность в данных обществах.

2. До появления денег, рынка, принципа индивидуального заключения сделок универсальным средством обмена является дарение.

3. Дар – не рыночная сделка, но и не чисто альтруистический акт. Также он дает начало для займа (так как акты дарения и отдаривания разделены во времени)

Новаторство:

Отход от экономической концепции человека, объяснение механизмов создания престижа и авторитета, а также социальной солидарности принципиально иным способом

Слабые стороны:

1. Отсутствие теоретической систематизации в работе, объяснение происходящего только в логике действий исследуемых обществ (феномен Хау)

2. Проблема антропологической оптики: при объяснении исследуемых феноменов антрополог привносит элементы собственной культуры

3. Утилитаризм как изначальная точка зрения: поиск прибыли (экономической или неэкономической) от обмена дарами и потлача



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: