Б) Музыка. Рациональный характер эпохи, стремление к естественному объяснению картины мира

Рациональный характер эпохи, стремление к естественному объяснению картины мира. Человеческий разум как изначальная субстанция. Идея просвещения общества. Атеизм как одна из тенденций в сфере общественной идеологии.

Разносторонний характер музыкальной мысли XVIII века. Дальнейшее развитие теории музыки, самостоятельный характер музыкальной критики, формирование музыкальной эстетики. Осознание развития музыки как исторического процесса. Становление музыкальной лексикографии.

Учение о риторике в трудах А.Кирхера, К.Бернхарда, И.Хайнихена, И.Маттезона. Отделы риторики. Аналогии и сопоставления с функциями частей музыкальной формы. Связь учения о риторике с учениями XVI-XVII веков (П.Понтио, П.Чероне). Понятие о музыкально-риторических фигурах и их отражение в музыке.

Музыкальная мысль во Франции. Общий подъем музыкознания. Деятельность энциклопедистов (Руссо, Дидро, Даламбер). Музыкальные словари С.де Броссара (1703) и Ж.Ж.Руссо (1767). Другие работы Руссо о музыке. Проблема свободы музыки в трактате Даламбера. Полемика вокруг Глюка. Вопросы исторического развития в трудах по истории музыки Бонне-Бурдело («Histoire de la musique…», напечатана в 1743), Ж.Б.де Лаборда («Essai sur musique ancienne et moderne», 1780), Ш.де Бленвиля («Histoire générale critique et philologique de la musique», 1767). Вопросы эстетики в «Мемуарах» Гретри.

Музыкально-теоретическая концепция Ф.Ж.Рамо (1683-1764). Основные музыкально-теоретические работы Рамо. Связь теории музыки с общенаучными взглядами эпохи. Обращение к акустике (традиции М.Мерсенна и Дж.Царлино, но на материалистической основе). Опыты Ж.Совера (1701), А.Зорге (1745-1747), Дж.Тартини (1754) в области натурального звукоряда. Теория аккорда у Рамо. Группы аккордов и идея трех функций. Гармония как система взаимосвязи аккордов. Критика практики генерал-баса. Basso fondamentale Рамо и теория обращения аккордов. Аккордовые и неаккордовые звуки. Ладовое значение диссонанса. Признание терцовой модели аккорда. Значение квинты в отношениях между аккордами. Теория структуры лада (mode). Обоснование лада как аккордово-гармонического (не мелодического) последования. Теория четвертого основания: «имитация каденции». Виды каденций. Проблема строя. Чистый строй, темперированный строй. Спор Рамо и Руссо. Историческое значение работы Рамо.

Музыкальная мысль в Италии. Сосредоточенность литературы о музыке на проблемах оперного театра. Памфлет Б.Марчелло «Il teatro alla moda» (1722) как пародия на оперу seria. Очерк об опере («Saggio sopra ľopera in musica», 1755) Ф.Альгаротти. Трактат Э.Артеага (1747-1799) о музыкальном театре («Le rivolutioni del teatro musicale italiano», 1785). Работы о музыке Дж.Тартини и, в частности, его «Trattato di musica…» (1754). Близость идеям Рамо.

Деятельность Дж.Мартини (1706-1784). Краткие биографические сведения. Основные работы о музыке. Учебник о контрапункте («Esemplare o sia saggio fondamentale pratico di contrappunto…» (1774) и трехтомная история музыки («Storia della musica…» (1757, 1770, 1781). Творческие установки Дж.Мартини.

Музыкальная мысль в Англии. Философия науки, деятельность писателей просветителей: Ф.Бекон, Д.Свифт, Фильдинг, Гольдсмит. Музыкально-критическая и педагогическая деятельность Г.Перселла (1659-1695). Участие в редакции учебника по музыкальной теории и контрапункту Дж.Плейфорда (1694, 12-е издание). Система обучении по Перселлу.Труды по истории музыки Ч.Берни («A General History of Music, from the Earliest Ages to the Present Period», 1776) и Дж.Хокинса («A General History of the Science and Practice of Music…», 1776). Становление истории музыки в Англии как самостоятельной науки. Строение трудов, оценка исторических явлений, отношение к наследию прошлого, проблемы современного музыкального искусства. Сравнение трудов Ч.Берни и Дж.Хокинса.

Оперная критика. Борьба вокруг итальянской и английской оперы. Трактаты об опере Дж.Денниса («An Essay in the operas after the Italian manner…», 1760) и неизвестного автора («A Critical Discоurse upon operas in England…», 1709. Критические статьи Дж.Аддисона и Р.Стиля. Опера нищих Дж.Гея и Пеппуша. Г.Гендель в Англии. Гендель и английская музыкальная культура. Восприятие музыки Генделя в Англии. Гендель и итальянская опера.

Музыкальная мысль в Германии. Эпоха Просвещения в Германии. Разрыв с традициями полифоническими («ученой») музыки. Формирование «галантного» стиля. Становление немецкой музыкальной критики. Маттезон, Шайбе, Марпург, Гиллер, Рейнхардт. Деятельность И.Маттезона (1681-1764): теоретик, критик, историк, лексикограф, композитор, издатель первого немецкого музыкального журнала. Проблемы музыки в трудах Маттезона. Развитие учения об аффектах.

И.А.Шайбе (1708-1776) и его журнал «Der critische Musicus» (1737-1740). Оценка Шайбе творческого наследия И.С.Баха. Работы Л.Х.Мицлера, И.Ф.Кирнбергера и В.Ф.Марпурга о музыке. Проблемы исполнительства в трактатах И.И.Кванца (1752) и Ф.Э.Баха (1753-1762), Л.Моцарта (1756). Исследования Форкеля (1749-1818) по истории музыки. Труд И.Г.Вальтера «Musikalisches Lexicon» (1732). Издание М.Гербертом (1720-1793) текстов средневековых теоретических трактатов («Gerberti scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum», 1784).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: