Поэтому ему импонировал сам масштаб варяжской цивилизации – её движение по всем румбам, её всеохватность.
Ледниковый ландшафт Русского Севера пробудил заложенные в художнике нордические струны.
Приладожье настроило их по своему камертону.
В 1938 г. Н.К. Рерих писал Алексису Ранниту: «Скажу лишь, что впервые имя появляется в скандинавских хрониках восьмого или девятого века в Ютландии и Исландии» (с. 12).
Здесь может присутсутвовать элемент игры.
Но на этой игре держится вся культура.
Почему Александр Македонский хотел всенепременно утвердиться в сознании современников как прямой потомок Геракла?
Потому что генеалогия – не суть важно, мифическая или реальная – даёт нам надёжную опору в борьбе с хаосом.
Чем древнее, тем вернее!
Мы чувствуем под собой оплот истории.
Это работает память, противостоя энтропии.
Вот генеалогическое древо, взлелеянное Александром Македонским:
ГЕРАКЛИДЫ
Геракл | Деянира | |||||||||||||||||||||||||||||
Гилл | Иола | Макария | ||||||||||||||||||||||||||||
Клеодай | ||||||||||||||||||||||||||||||
Аристомах | ||||||||||||||||||||||||||||||
Темен | Кресфонт | Меропа | Аристодем | |||||||||||||||||||||||||||
Кейс | Фалк | Гирнефо | Эпит | Еврисфен | Прокл | |||||||||||||||||||||||||
Цари Аргоса | Эпитиды | Агиды | Эврипонтиды | |||||||||||||||||||||||||||
Мифология здесь неуловимо переходит в историю.
|
|
Кто возьмётся провести бесспорную границу?
|
|
Таковая отсутствует и в нашем случае.
Как хотели Романовы увязать свою родословную с рюриковичами!
Евдокия – старшая дочь Александра Борисовича Горбатого-Шуйского – вышла замуж за Никиту Захарьина, деда царя Михаила.
Сцепка найдена!
Но очень слабая, уязвимая.
Ведь матерью Фёдора Никитича могла быть Варвара Головина – другая жена Никиты. В отличие от Шуйских, она не имела варяжских кровей – так что Романовы при таком раскладе не могли претендовать на преемственность.
Генеалогия часто выступает как специфический вид мифологии.
Это не предосудительно.
Более того: это необходимо.
Кто запретит нам возводить своё родословие к Адаму и Еве?
Библейский миф говорит о единстве человечества.
Позитивнейший миф!
Был ли Н.К. Рерих Западным Далай-Ламой?
В самом этом понятии мы вправе увидеть скрещение великих архетипов.
Ритмы Старшей Эдды отдаются в ритмах Живой Этики.
Чуткий слух уловит эти унисоны.
Отличная книга А.Н. Анненко свидетельствует: рерихология всё уверенней обретает черты науки – этому не могут не радоваться истинные почитатели Мастера.