интоксикация эта удалась. "Спасение" рода человеческого (именно от "господ")
На верном пути; все заметно обиудеивается, охристианивается, оплебеивается
(что проку в словах). Ход этого отравления по всему телу человечества
Выглядит безудержным, отныне темп его и течение могут даже позволить себе
Большую медлительность, тонкость, невнятность, осмотрительность - во времени
Ведь нет недостатка... Предстоит ли еще церкви в этой перспективе
Необходимая задача, вообще право на существование? Можно ли обойтись без
Нее? Quaeritur. Кажется, что она скорее тормозит и задерживает этот ход,
Вместо того чтобы ускорять его. Что ж, в этом-то и могла бы быть ее
Полезность... Несомненно, что она постепенно делается чем-то грубым и
Мужицким, что перечит более деликатному уму, действительно современному
Вкусу. Не следовало бы ей, по меньшей мере, стать чуточку более
Рафинированной?.. Нынче она отталкивает в большей степени, чем соблазняет...
|
|
Кто бы из нас стал еще свободомыслящим, не будь церкви? Нам противна
церковь, а не ее яд... Не считая церкви, и мы любим яд..." - Таков эпилог
"свободного ума" к моей речи - честного животного, каковым он с избытком
Засвидетельствовал себя, к тому же демократа; он слушал меня до сих пор и не
Вытерпел, слыша меня молчащим. Мне же в этом месте есть о чем умолчать. -
Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам
Становится творческим и порождает ценности: ressentiment таких существ,
Которые не способны к действительной реакции, реакции, выразившейся бы в
Поступке, и которые вознаграждают себя воображаемой местью. В то время как
Всякая преимущественная мораль произрастает из торжествующего
самоутверждения, мораль рабов с самого начала говорит Нет "внешнему",
"иному", "несобственному": это Нет и оказывается ее творческим деянием. Этот
Поворот оценивающего взгляда - это необходимое обращение вовне, вместо
Обращения к самому себе - как раз и принадлежит к ressentiment: мораль рабов
Всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем и
Внешнем мире, нуждается, говоря физиологическим языком, во внешних
Раздражениях, чтобы вообще действовать, - - ее акция в корне является
реакцией. Обратное явление имеет место при аристократическом способе оценки:
Последний действует и произрастает спонтанно, он ищет своей