ликованием утверждать самое себя, - его негативное понятие "низкий",
"пошлый", "плохой" есть лишь последовый блеклый контрастный образ по
Отношению к его положительному, насквозь пропитанному жизнью и страстью
основному понятию: "мы преимущественные, мы добрые, мы прекрасные, мы
счастливые!" Если аристократический способ оценки ошибается и грешит против
Реальности, то только в той сфере, которая недостаточно ему известна и
Знакомства с которой он чопорно чурается: при известных обстоятельствах он
Недооценивает презираемую им сферу, сферу простолюдина, простонародья; с
Другой стороны, пусть обратят внимание на то, что во всяком случае аффект
Презрения, взгляда свысока, высокомерного взгляда - допустив, что он
Фальсифицирует образ презираемого, - далеко уступает той фальшивке, которою
- разумеется, in effigie - грешит в отношении своего противника вытесненная
Ненависть, месть бессильного. На деле к презрению примешивается слишком
|
|
Много нерадивости, слишком много легкомыслия, слишком много глазения по
Сторонам и нетерпения, даже слишком много радостного самочувствия, чтобы оно
Было в состоянии преобразить свой объект в настоящую карикатуру и в пугало.
Не следует пропускать мимо ушей те почти благожелательные nuances, которые,
Например, греческая знать влагает во все слова, каковыми она выделяет себя
На фоне простонародья; как сюда постоянно примешивается и прислащивается
Сожаление, тактичность, терпимость, пока наконец почти все слова, подходящие
простолюдину, не оборачиваются выражениями "несчастного", "прискорбного", -
и как, с другой стороны, "плохой", "низкий", "несчастный" никогда не
Переставали звучать для греческого уха в одной тональности, в одном тембре,
в коем преобладал оттенок "несчастного": таково наследство древнего, более
Благородного, аристократического способа оценки, который не изменяет самому
себе даже в презрении. "Высокородные" чувствовали себя как раз
"счастливыми"; им не приходилось искусственно конструировать свое счастье
Лицезрением собственных врагов, внушать себе при случае это и лгать самим
Себе (как это по обыкновению делают все люди ressentiment); они умели в
Равной степени, будучи цельными, преисполненными силы, стало быть,
Неотвратимо активными людьми, не отделять деятельности от счастья -