Противоположности лишь для того, чтобы с большей благодарностью, с большим

ликованием утверждать самое себя, - его негативное понятие "низкий",

"пошлый", "плохой" есть лишь последовый блеклый контрастный образ по

Отношению к его положительному, насквозь пропитанному жизнью и страстью

основному понятию: "мы преимущественные, мы добрые, мы прекрасные, мы

счастливые!" Если аристократический способ оценки ошибается и грешит против

Реальности, то только в той сфере, которая недостаточно ему известна и

Знакомства с которой он чопорно чурается: при известных обстоятельствах он

Недооценивает презираемую им сферу, сферу простолюдина, простонародья; с

Другой стороны, пусть обратят внимание на то, что во всяком случае аффект

Презрения, взгляда свысока, высокомерного взгляда - допустив, что он

Фальсифицирует образ презираемого, - далеко уступает той фальшивке, которою

- разумеется, in effigie - грешит в отношении своего противника вытесненная

Ненависть, месть бессильного. На деле к презрению примешивается слишком

Много нерадивости, слишком много легкомыслия, слишком много глазения по

Сторонам и нетерпения, даже слишком много радостного самочувствия, чтобы оно

Было в состоянии преобразить свой объект в настоящую карикатуру и в пугало.

Не следует пропускать мимо ушей те почти благожелательные nuances, которые,

Например, греческая знать влагает во все слова, каковыми она выделяет себя

На фоне простонародья; как сюда постоянно примешивается и прислащивается

Сожаление, тактичность, терпимость, пока наконец почти все слова, подходящие

простолюдину, не оборачиваются выражениями "несчастного", "прискорбного", -

и как, с другой стороны, "плохой", "низкий", "несчастный" никогда не

Переставали звучать для греческого уха в одной тональности, в одном тембре,

в коем преобладал оттенок "несчастного": таково наследство древнего, более

Благородного, аристократического способа оценки, который не изменяет самому

себе даже в презрении. "Высокородные" чувствовали себя как раз

"счастливыми"; им не приходилось искусственно конструировать свое счастье

Лицезрением собственных врагов, внушать себе при случае это и лгать самим

Себе (как это по обыкновению делают все люди ressentiment); они умели в

Равной степени, будучи цельными, преисполненными силы, стало быть,

Неотвратимо активными людьми, не отделять деятельности от счастья -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: