Внезапно падает, стоит только иметь за плечами верхние десять тысяч или
Десять миллионов сверхразвитой культуры; и лично я не сомневаюсь, что против
Одной мучительной ночи одной-единственной истеричной образованной самки
Страдания всех животных, вместе взятых, которых до сих пор допрашивали ножом
С целью получения научных ответов, просто не идут в счет.) Быть может,
Позволительно даже допустить возможность, что и наслаждению от жестокости
Вовсе не обязательно было исчезать полностью: оно лишь нуждалось - поскольку
Боль стала нынче ощутимее - в некоторой сублимации и субтилизации; следовало
Перевести его как раз на язык воображаемого и душевного, где оно представало
Бы в такой сплошной косметике благонадежных наименований, что даже самая
чуткая лицемерная совесть не учуяла бы здесь никакого подвоха ("трагическое
сострадание" есть одно из подобных наименований; "les nostalgies de la
croix" - другое). Что, собственно, возмущает в страдании, так это не само
|
|
Страдание, но бессмысленность страдания; а между тем ни для христианина,
Втолковавшего в страдание целую машинерию таинственного спасения, ни для
Наивного человека более старых времен, гораздого толковать себе всякое
Страдание с точки зрения соглядатая или мучителя, не существовало вообще
Подобного бессмысленного страдания. Дабы сокровенное, необнаруженное,
Незасвидетельствованное страдание могло быть устранено из мира и честно
Оспорено, были почти вынуждены тогда изобрести богов и промежуточных существ
Во всю высь и во всю глубь, короче, нечто такое, что блуждает даже в
Сокровенном, видит даже во мраке и охоче до интересного зрелища боли. С
Помощью именно таких изобретений и удалось жизни выкинуть всегда удававшийся
ей фортель самооправдания, оправдания своего "зла"; нынче, пожалуй, для
Этого понадобились бы другие вспомогательные изобретения (скажем, жизнь как
загадка, жизнь как проблема познания). "Оправдано всякое зло, видом коего
наслаждается некий бог" - так звучала допотопная логика чувства, - и в самом
Деле, только ли допотопная? Боги, помысленные как охотники до жестоких
Зрелищ, - о, сколь далеко вдается это первобытное представление еще и в нашу
европейскую очеловеченность! можно справиться на сей счет у Кальвина и
Лютера. Достоверно во всяком случае то, что еще греки не ведали более нежной
Приправы к счастью своих богов, чем утехи жестокости. Какими же, думаете вы,
Глазами взирали у Гомера боги на судьбы людей? Каков был последний, по сути,