Задуманы как своего рода фестивали для богов; и - поскольку поэт больше
прочих людей уродился "в богов" - также для поэтов... Не иначе и
Философы-моралисты Греции представляли себе позднее очеса Божьи, взирающие
на моральные ристалища, на героизм и самоистязания добродеев: "Геракл долга"
Был на подмостках и сознавал себя на виду: добродетель без свидетелей
Оказывалась чем-то совершенно немыслимым для этого народа актеров. Разве то
Столь отважное, столь роковое изобретение философов, сделанное тогда впервые
для нужд Европы, изобретение "свободной воли", абсолютной спонтанности
Человека в добре и зле - разве не было оно прежде всего предназначено для
Того, чтобы занять себе право на мысль о том, что интерес богов к человеку,
К человеческой добродетели никогда не может быть исчерпан? На этих земных
Подмостках вообще не должно было быть недостатка в действительно новом, в
Действительно неслыханных напряжениях, интригах, катастрофах: мир,
|
|
Измысленный в полном согласии с правилами детерминизма, был бы для богов
Легко отгадываемым и, следовательно, в короткий срок наводящим скуку -
Достаточное основание для этих друзей богов - философов не считать своих
богов способными на подобный детерминистический мир! Все античное
человечество преисполнено чутких знаков внимания к "зрителю", будучи миром
Сугубо публичным, сугубо наглядным, не мыслившим себе счастья без зрелищ и
Празднеств. - А как уже было сказано, и в большом наказании так много
праздничного!..
Чувство вины, личной обязанности, - скажем, чтобы возобновить ход
Нашего исследования, - проистекало, как мы видели, из древнейших и
Изначальных личных отношений, из отношения между покупателем и продавцом,
Заимодавцем и должником: здесь впервые личность выступила против личности,
Здесь впервые личность стала тягаться с личностью. Еще не найдена столь
Низкая ступень цивилизации, на которой не были бы заметны хоть какие-либо
Следы этого отношения. Устанавливать цены, измерять ценности, измышлять
Эквиваленты, заниматься обменом - это в такой степени предвосхищало
начальное мышление человека, что в известном смысле и было самим мышлением:
Здесь вырабатывались древнейшие повадки сообразительности, здесь хотелось бы
Усмотреть и первую накипь человеческой гордости, его чувства превосходства
над прочим зверьем. Должно быть, еще наше слово "человек" (Mensch) выражает
Как раз нечто от этого самочувствия: человек (manas) обозначил себя как