Жизневраждебным принципом, разрушителем и растлителем человека, покушением
На будущее человека, признаком усталости, контрабандистской тропой в Ничто.
-
Здесь еще одно слово о происхождении и цели наказания - двух
Распадающихся либо вынужденно распавшихся проблемах; к сожалению, их по
Привычке смешивают воедино. Как же поступают в этом случае знакомые нам
Генеалоги морали? Наивно, как они и поступали всегда: они отыскивают
какую-либо "цель" в наказании, скажем месть или устрашение, простодушно
Помещают затем эту цель в начале, в качестве causa fiendi наказания, и -
хоть кол на голове теши! Но "цель права" лишь в самую последнюю очередь
Может быть применена к истории возникновения права: напротив, для всякого
Рода исторического исследования не существует более важного положения, чем
То, которое было достигнуто с такими усилиями, но и должно было на деле быть
Достигнуто, - что именно причина возникновения какой-либо вещи и ее конечная
|
|
Полезность, ее фактическое применение и включенность в систему целей toto
Coelo расходятся между собой; что нечто наличествующее, каким-то образом
Осуществившееся, все снова и снова истолковывается некой превосходящей его
Силой сообразно новым намерениям, заново конфискуется, переустраивается и
Переналаживается для нового употребления; что всякое свершение в
Органическом мире есть возобладание и господствование и что, в свою очередь,
Всякое возобладание и господствование есть новая интерпретация,
приноровление, при котором прежние "смысл" и "цель" с неизбежностью должны
Померкнуть либо вовсе исчезнуть. Как бы хорошо ни понималась нами полезность
Какого-либо физиологического органа (или даже правового института,
Публичного нрава, политического навыка, формы в искусствах или в религиозном
Культе), мы тем самым ничего еще не смыслим в его возникновении, - сколь бы
Неудобно и неприятно ни звучало это для более старых ушей; ибо с давних пор
Привыкли верить, что в доказуемой цели, в полезности какой-либо вещи, формы,
Устройства заложено также и понимание причины их возникновения: глаз
Создан-де для зрения, рука создана-де для хватания. Так представляли себе и
Наказание, как изобретенное якобы для наказания. Но все цели, все выгоды
Суть лишь симптомы того, что некая воля к власти возгосподствовала над
Чем-то менее могущественным и самотворно оттиснула его значением
определенной функции; и оттого совокупная история всякой "вещи", органа,