Же смысле, в каком болезнью является беременность. Если мы примемся
Отыскивать условия, при которых болезнь эта достигла своего ужаснейшего и
Одухотвореннейшего пика, то мы увидим, что собственно послужило причиной ее
Вступления в мир. Для этого, однако, потребна большая выдержка - и нам
Следует прежде всего еще раз вернуться к более ранней точке зрения.
Гражданско-правовое отношение должника к своему заимодавцу, о чем уже
Пространно шла речь, было - притом в историческом отношении на крайне
Примечательный и щекотливый лад - перетолковано в ключе еще одного
Отношения, которое, должно быть, остается наиболее непонятным для нас,
Нынешних людей: речь идет об отношении современников к своим предкам. В
Рамках первоначальной родовой кооперации - мы говорим о первобытной эпохе -
Каждое живущее поколение связано с более ранним и в особенности со
Старейшим, родоначальным поколением неким юридическим обязательством (а
|
|
Вовсе не простой признательностью чувства: это последнее, и не без
Оснований, следовало бы вообще поставить под вопрос на протяжении
Длительнейшего периода истории рода человеческого). Здесь царит убеждение,
Что род обязан своей устойчивостью исключительно жертвам и достижениям
Предков - и что следует оплатить это жертвами же и достижениями: тем самым
Признают за собою долг, который постоянно возрастает еще и оттого, что эти
Предки в своем посмертном существовании в качестве могущественных духов не
Перестают силою своей предоставлять роду новые преимущества и авансы.
Неужели же даром? Но для того неотесанного и "нищего душой" времени не
существует никакого "даром". Чем же можно воздать им? Жертвами
(первоначально на пропитание, в грубейшем смысле), празднествами, часовнями,
Оказанием почестей, прежде всего послушанием, - ибо все обычаи, будучи
Творениями предков, суть также их уставы и повеления. Достаточно ли им дают
Во всякое время? - это подозрение остается и растет: время от времени оно
Вынуждает к большому выкупу оптом, к какому-то чудовищному возвращению долга
"заимодавцу" (скажем, пресловутым жертвоприношением первенца, кровью,
Человеческой кровью во всяком случае). Страх перед родоначальником и его
Властью, сознание задолженности ему, согласно этого рода логике, неизбежно
Возрастает в такой же точно мере, в какой возрастает власть самого рода, в
Какой сам род предстает все более победоносным, независимым, почитаемым,
устрашающим. Отнюдь не наоборот! Каждый шаг к упадку рода, все беды и