Себе разряжающийся и изливающийся инстинкт свободы: вот чем только и была
Вначале нечистая совесть.
Поостережемся, как бы не проглядеть всего этого феномена оттого уже,
Что он загодя предстает столь уродливым и болезненным. В сущности, речь ведь
Идет о той же активной силе, которая роскошествует и строит государства в
Лице названных художников насилия и организаторов и которая здесь внутренне,
в меньших масштабах, мелочнее, пятясь, в "лабиринте груди", говоря вместе с
Гете, мастерит себе нечистую совесть и строит негативные идеалы - это и есть
Как раз тот инстинкт свободы (на моем языке: воля к власти): разница лишь
Такова, что материалом, на который изливается формообразующая и
Насильственная природа названной силы, оказывается здесь сам человек, вся
Полнота его животной давнишней самости - этот, а не другой человек, другие
Люди, как в том более значительном и более броском феномене. Это тайное
|
|
Самонасилие, эта жестокость художника, эта радость придавать себе форму как
Трудному, сопротивляющемуся, страдающему материалу, вжигать в себя волю,
Критику, противоречие, презрение, отказ, эта жуткая и ужасающе
Насладительная работа своевольно раздвоенной души, причиняющей себе
страдания из удовольствия причинять страдания, вся эта активная "нечистая
совесть", будучи настоящим материнским лоном идеальных и воображаемых
Событий, произвела в конце концов на свет - читатель уже догадывается -
Некое изобилие новых и странных красот и утверждений и, быть может, вообще и
саму красоту... Ибо что же такое и представляло бы собою "прекрасное", если
Бы противоречие заранее не осознало самое себя, если бы безобразное не
сказало прежде самому себе: "я безобразно"?.. По крайней мере, после этого
Намека не столь загадочной окажется уже загадка, в какой мере в
Противоречивых понятиях, вроде самоотверженности, самоотречения,
Самопожертвования может проступить некий идеал, некая красота; и впредь, я
Не сомневаюсь в этом, одно будет известно наверняка - именно, какого сорта
Удовольствием с самого начала является удовольствие, испытываемое человеком
Бескорыстным, самоотверженным, жертвующим собою: удовольствием жестокости. -
Таков предварительный итог размышлений о происхождении "неэгоистического",
Как моральной ценности, и о разметке почвы, на которой произросла эта
Ценность: только нечистая совесть, только воля к самоистязанию служит
Предпосылкой для ценности неэгоистического. -