Вытесненный, выставленный, изнутри запертый и в конце концов лишь в самом

Себе разряжающийся и изливающийся инстинкт свободы: вот чем только и была

Вначале нечистая совесть.

Поостережемся, как бы не проглядеть всего этого феномена оттого уже,

Что он загодя предстает столь уродливым и болезненным. В сущности, речь ведь

Идет о той же активной силе, которая роскошествует и строит государства в

Лице названных художников насилия и организаторов и которая здесь внутренне,

в меньших масштабах, мелочнее, пятясь, в "лабиринте груди", говоря вместе с

Гете, мастерит себе нечистую совесть и строит негативные идеалы - это и есть

Как раз тот инстинкт свободы (на моем языке: воля к власти): разница лишь

Такова, что материалом, на который изливается формообразующая и

Насильственная природа названной силы, оказывается здесь сам человек, вся

Полнота его животной давнишней самости - этот, а не другой человек, другие

Люди, как в том более значительном и более броском феномене. Это тайное

Самонасилие, эта жестокость художника, эта радость придавать себе форму как

Трудному, сопротивляющемуся, страдающему материалу, вжигать в себя волю,

Критику, противоречие, презрение, отказ, эта жуткая и ужасающе

Насладительная работа своевольно раздвоенной души, причиняющей себе

страдания из удовольствия причинять страдания, вся эта активная "нечистая

совесть", будучи настоящим материнским лоном идеальных и воображаемых

Событий, произвела в конце концов на свет - читатель уже догадывается -

Некое изобилие новых и странных красот и утверждений и, быть может, вообще и

саму красоту... Ибо что же такое и представляло бы собою "прекрасное", если

Бы противоречие заранее не осознало самое себя, если бы безобразное не

сказало прежде самому себе: "я безобразно"?.. По крайней мере, после этого

Намека не столь загадочной окажется уже загадка, в какой мере в

Противоречивых понятиях, вроде самоотверженности, самоотречения,

Самопожертвования может проступить некий идеал, некая красота; и впредь, я

Не сомневаюсь в этом, одно будет известно наверняка - именно, какого сорта

Удовольствием с самого начала является удовольствие, испытываемое человеком

Бескорыстным, самоотверженным, жертвующим собою: удовольствием жестокости. -

Таков предварительный итог размышлений о происхождении "неэгоистического",

Как моральной ценности, и о разметке почвы, на которой произросла эта

Ценность: только нечистая совесть, только воля к самоистязанию служит

Предпосылкой для ценности неэгоистического. -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: