Техника быстрого чтения -комплексная программа интеллектуального развития человека

ОТ АВТОРОВ

Одно из восточных преданий рассказывает: персид­ский царь, большой любитель книг, имел обыкновение в поездках возить с собой библиотеку, нагруженную на ста верблюдах. Однажды это показалось ему затруд­нительным. Он пригласил сто мудрых мужей и поручил им отобрать из своего собрания книг самые ценные в количестве, которые смог бы поднять один мул. Царь продолжал путешествия с библиотекой, нагружен­ной на одном муле. Шло время. Однажды и это показа­лось царю неудобным. Снова собрал он сто мудрецов и сказал им: "Из всего собрания книг сделайте извле­чения, занимающие одну небольшую книгу, которую я постоянно мог бы носить с собой". Еще через некото­рое время и эта книга перестала устраивать царя. В тре­тий раз собрал он сто мудрецов и просил их из всей книги составить одно изречение, содержащее всю муд­рость мира. Ученые мужи выполнили и эту просьбу царя — предложили ему одно мудрое изречение, которое царь стал носить в своем сердце на благо своему народу.

То, что прочитаете вы дальше, не заменяет всей на­шей книги, а представляет важнейшую ее часть — до­минанту.

Вы сможете повысить скорость чтения в 5 раз, значи­тельно улучшить качество усвоения прочитанного, развить мышление, внимание, память. Главное, вы научитесь работать так, что каждый раз при чтении текста мозг будет экономно и точно отбирать полез­ное, нужное из потока воспринимаемой информации.

Дорогой друг, открыв эту книгу и приступая к заня­тиям, вы начинаете большой и сложный путь по дороге, ведущей к интеллектуальному развитию человека.

Мы надеемся, что работа по нашей программе будет для вас приятной и полезной, поможет преодолеть сложившиеся в нашем обществе стереотипы, даст вам толчок для выхода за рамки невозможного, откроет пути к освоению интуитивного канала мышления.

Искренне желаем Вам успехов на этом пути.

Олег Андреев Лев Хромов


Рассматривающему эту нашу книгу сле­дует ставить своей целью не разглядыва­ние ее украшений; ему нужно ознако­миться с содержащимися там притчами, пока он не дойдет до конца. Он должен останавливаться над каждой притчей и словом, утруждая над ней свое внима-

Абдаллах Ибн аль-Мукаффа КАЛИЛА И ДИМНА

ПРЕДИСЛОВИЕ

ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ -КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Настоящее предисловие является, в основном, одинаковым для каждой -из трех книг нашей программы и ставит своей целью'познако-мить читателя, изучающего любую из книг, со всей программой в целом.

Комплексная программа интеллектуального развития человека "Техника быстрого чтения" создавалась более 20 лет. В ее разработке, кроме авторов настоящей книги, принимали участие большой круг ученых исследователей и специалистов в Советском Союзе и за рубежом. Об их персональном участии мы отдельно говорим в каждой из книг.

Основная цель нашей программы — интеллектуальное развитие чело­века. Созданная программа является уникальной и не имеет аналогов в отечественной и зарубежной практике.

Вместе с тем, наши методики не претендуют на исключительность. Существует множество других способов интеллектуального развития. Мы приглашаем Вас ознакомиться с нашей программой. Многие упраж­нения выполнены на уровне изобретений и защищены авторскими свиде­тельствами.

Название программы и ее фирменный знак зарегистрированы в Ко­митете по делам изобретений и открытий. За 20 лет по трем направле­ниям нашей программы прошли обучение более 100 тыс. человек в Со­ветском Союзе и за рубежом. В последние годы расширяются между­народные контакты Центра обучения. Изданы переводы наших книг и ведется обучение зарубежных слушателей на английском, немецком и французском языках. Рассматривается возможность подключения к обучению стран восточного региона.

Особенность программы — ее универсальность и общедоступность.


Итак, если Вы остановили свой выбор на нашей программе, мы гаран­тируем Вам:

повышение скорости чтения в 5—20 раз;

значительное улучшение качества усвоения прочитанного;

развитие внимания, памяти, интуиции;

значительную активизацию Ваших творческих способностей.

Главный принцип программы:

путем многократного повторения простых и оригинальных упражне­ний создается фиксированная установка — основа поэтапного форми­рования нового навыка умственной деятельности. Этот навык мы назы­ваем: ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ,

В процессе чтения и иных видах интеллектуальной деятельности мозг человека использует определенные программы, реализует различ­ные способы перекодирования.

Упражнения и наши методики:

вооружают мозг новыми, более эффективными программами;

создают более рациональные способы перекодирования информации;

высвобождают творческие способности человека, пробуждая в нем "художника жизни".

Если Вы хотите достичь этого, занимайтесь по нашей программе. Она проста и доступна каждому:

программа рассчитана на людей разного возраста (от 15 до 70 лет) и профессий (от школьника до академика);

предполагает проведение занятий без отрыва от учебы или основной работы;

воздействует на тонкие механизмы человеческого мозга, позволяет при минимальных затратах времени и энергии получить максимальный положительный результат;

используя комплекс средств и методов психической саморегуляции, обеспечивает эффективную адаптацию в окружающей действительности.

Как мы уже отмечали ранее, комплексная программа интеллектуаль­ного развития человека "Техника быстрого чтения" включает три ступе­ни обучения, обеспечивающие три уровня интеллектуального развития.

Первая ступень — программа "Доминанта 2000 года" - начальное обучение технике быстрого чтения.

Термин "доминанта" (главенствующая идея, основной признак) означает использование в ее программе основных достижений современ­ной науки, а число 2000 означает, что мы сегодня готовим человека 2000 года.

В этой программе Вы сможете читать со скоростью до 5000 знаков в минуту, получите начальные навыки тренировки внимания и памяти,

Программа наиболее отработана и по ней составлен стабильный учеб­ник, который является предметом настоящей книги.

Вторая ступень обучения — программа "Сатори" (озарение). Задача этой программы — тренировка памяти и дальнейшая активизация интел-


лектуальной деятельности. Здесь возможно достижение скорости чтения до 10000 знаков в минуту.

Третья ступень обучения - программа "Ультра-рапид" (сверхбыстрое чтение).

Программа ставит своей целью развитие и тренировку внимания, активизацию творческого мышления, развитие интуиции.

Здесь достигается скорость чтения до 20000 знаков в минуту.

В основе программы "Ультра-рапид" лежит формирование принци­пиально иного восприятия текста, основанного на идее полного слияния с ним в условиях состояния сверхсосредоточения. Уникальные упраж­нения этой программы выполнены на уровне изобретений и защищены авторскими свидетельствами»

Отличительной особенностью всех трех описанных выше программ является использование на каждой ступени обучения специальных мето­дов психической саморегуляции, значительно повышающих эффектив­ность обучения.

В программе "Доминанта 2000 года" - это сеанс аутогенной трени­ровки.

В программе "Сатори" — сеанс медитации.

В программе "Ультра-рапид" - сеанс динамической медитации.

Предлагаемый Вашему вниманию настоящий учебник - результат многолетних исследований и экспериментов научной группы "Техника быстрого чтения".

Цель книги - помочь желающим овладеть искусством быстрого чтения, т.е. значительно повысить его скорость и качество усвоения про­читанного. Более 20 лет научная группа под руководством авторов настоящей работы изучает особенности процесса чтения, разрабатывает и проверяет различные методы обучения быстрому чтению. Исследова­нии основываются на последних достижениях советских ученых, рабо­тающих в смежных областях: психологов и лингвистов, физиологов и педагогов. Авторы выражают искреннюю признательность и благодар­ность профессору А.А. Леонтьеву, члену-корреспонденту АПН СССР И.II. Зинченко, профессору Ю.Б. Гиппенрейтер за постоянную помощь при проведении цикла работ по изучению процесса чтения. Весьма плодо­творными оказались также творческие контакты с учеными социалисти­ческих стран. Авторам была предоставлена возможность воспользо­ваться трудами профессоров Ф. Лезера (ГДР) иГ.Лозанова (Болгария).

Данная работа обобщает результаты многолетних исследований ав­торов, а также экспериментальных курсов по обучению быстрому чте­нию различных категорий читателей. В проведении этих работ принимали участие психолог СП. Цуранова, кандидат психологических наук Л.11 Коренев и научный сотрудник С.А. Клюева.

Мосле выхода первого издания книги авторы провели ряд новых нмчюриментов по изучению процесса чтения и по обучению различных Категорий читателей. В Институте психологии АН СССР в лаборатории


зрительного восприятия под руководством кандидата психологических

наук Н.Ю. Вергилеса исследовалось комплексное движение глаз при быстром чтении. Выявлены некоторые особенности движения глаз у быстрочитающих и на их основе предложены новые упражнения, для развития зрительного аппарата.

Со времени выхода второго издания проведены работы по совершен­ствованию методики обучения. Кандидат психологических наук А.Н. Ко­ренев в диссертации "Панорамное зрение" обобщил достижения в изуче­нии зрительного анализатора в процессе чтения. На их основе предложено изобретение "Способ считывания информации человеком", на которое выдано авторское свидетельство (авторы А.Н. Коренев, О.А. Кузнецов, А.В. Пугачев, Л.Н. Хромов). Методика обучения панорамному быстрому чтению, представляющему собой высшую ступень техники быстрого чтения, еще отрабатывается и в настоящем издании не приводится.

Для настоящего издания отобрано все новое и рациональное, что получено авторами в результате исследований за 20 лет. Учтены также отзывы и критические замечания читателей. Многие главы книги пере­работаны, сокращены некоторые теоретические и описательные разде­лы, усилена практическая, рекомендательная часть текста.

В нашей стране возрастает интерес к проблеме повышения скорости чтения, выпускаются книги, методики обучения. Некоторые из них содержат многочисленные, порой занимательные упражнения, которые, безусловно, полезны для развития отдельных компонентов мышления. Однако они не обеспечивают решение главной задачи - воздействия на глубинные процессы мышления, изменение самих механизмов чтения. Вследствие этого формируются временные, неустойчивые стереотипы чтения, что вряд ли можно считать целесообразным. Обучающийся не возмещает затраты времени и усилий.

Безусловно, каждый читатель может выбрать тот или иной способ освоения техники быстрого чтения. Отличительная же особенность предлагаемой методики обучения состоит в реализации принципа эконо­мии сил. Многолетние исследования процесса чтения показали, что только комплексное воздействие на механизмы мозга может дать эф­фективный и долговременный результат. Исходя из этого, в книге предлагается минимальное количество упражнений, обеспечивающих максимальный эффект. Научиться быстро читать - это прежде всего освоить более эффективные программы умственных действий, научиться работать в другой кодовой системе. Предлагаемая методика обучает мозг новым программам и создает новую систему кодирования. И именно в этом ее качественное отличие от аналогичных отечественных и зарубежных методов обучения.

Чтение — это прежде всего труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным — задача быстрого чтения.

Авторы будут признательны всем желающим пристать свои замеча­ния и предложения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: