Когда и где используется быстрое чтение?

"...Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следую­щей главы, но подумай о том, о чем говорится в книге и в ее словах, и трижды возвращайся к одной и той же главе", — так рекомендовал чи­тать "Изборник Святослава", вышедший в 1076 г. Наш современник английский юморист Д. Микеш в одном из рассказов писал: "...я был потрясен, узнав, что сенатор С. прочел "Историю двух городов" Ч. Дик­кенса за тридцать минут... Оказывается, что на "Трех мушкетеров" Дюма у сенатора уйдет не более 16 минут, в среднем по 5 минут 20 се­кунд на одного мушкетера".

Это два крайних взгляда на чтение. Некоторые авторы, обсуждая проблемы быстрого чтения, делают выводы о недопустимости ускоре­ния процесса чтения вообще. Так, журнал "В мире книг" (1974, № 10), приводя заключительные строчки высказывания юмориста Микеша, пи-сал: "Видимо, скорочтение повлечет за собой революцию и в других сферах искусства. Действительно, к чему тратить сорок пять минут на исполнение 7-й симфонии Бетховена, если при минимальном владе­нии техникой скорости игры даже посредственный оркестр справится с этой задачей за одну минуту?.." Аналогичные мысли в разное время высказывались и другими авторами.

Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы еще очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чте­ния, нужно прежде всего иметь в виду разумные пределы применения этой техники в соответствии с возможностями конкретных читателей. Вот как, по воспоминаниям А. С. Новикова-Прибоя, читал журналы М. Горький: "Взяв первый журнал, Алексей Максимович разрезал его и начал не то читать, не то просматривать: Горький не читал, а, казалось, просто скользил по страницам взглядом, сверху вниз, по вертикали"4. И Новиков-Прибой решил, что Горький читает в два приема, и перед ним первая стадия, стадия предварительного просматривания журнала.

"Покончив с первым журналом, Горький принялся за второй, и все повторилось: он открывал страницу, сверху вниз, как по ступенькам, спускался по ней взглядом, на что у него уходило меньше минуты, и так снова и снова, пока не добирался до последней страницы. Откла­дывал журнал и принимался за очередной.


Взяв тогда один из журналов, Новиков-Прибой выбрал в нем рас­сказ, небольшую повесть, цикл стихотворений, литературно-критиче­скую статью и внимательно их прочитал (на что, кстати, у него ушло несколько часов), а на следующий день устроил Горькому небольшую проверку — высказал свои впечатления о прочитанном. Как он и ожидал, Горький вскоре начал с ним спорить. Но вот чего никак не ожидал Новиков-Прибой, так это поразительной насыщенности горьковских возражений фактами: Алексей Максимович не только помнил фабулу повести, ход мысли автора критической статьи, но и с поразительной легкостью приводил по памяти метафоры, эпитеты, сравнения и об­разы, которые встречались в ткани обсуждающихся произведений"5.

Зарубежные пособия по обучению быстрому чтению дают реко­мендации по использованию метода быстрого чтения для художествен­ной литературы. Вот, например, как выглядят выводы лаборатории развития образования в г. Хьюстоне (США): "Хороший читатель на­слаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строч­кам, историка Маколея — предложениями, писателя Теккерея — абза­цами, а детективы Конан Дойля — страницами". Очевидно, избиратель­ность чтения и есть та главная особенность использования быстрого чтения, которое позволяет владеющим этим методом на разной ско­рости одинаково хорошо усваивать тексты различного жанра.

Настоящее искусство чтения предполагает способность гибкого чтения в зависимости от его цели и задачи и характера текста. Задача нашей методики обучения — сформировать такой навык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: