Что такое быстрое чтение?

"Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу ска­зать, что вполне достиг цели". Эти слова принадлежат великому немец­кому поэту и ученому Гете. Это - еще одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтения. Люди читают сотни веков, но только в наше время со всей остротой встал вопрос о повышении ско­рости чтения. В чем причина? Чтобы ответить на этот вопрос, необхо­димо рассмотреть те качественные изменения, которые произошли в про­цессах научной и массовой коммуникации, т. е. в процессах формирова­ния и передачи печатной информации.

История развития человеческого общества — это прежде всего ис­тория развития и формирования сокровищницы знаний путем перера­ботки и сжатия информации. В обществе всегда циркулируют огром­ные потоки избыточной информации, не содержащей новых знаний.



4 Васильченко Г. Где и когда нужно динамическое чтение // Наука и жизнь. - 1971,-№9. -С. 59.


Васильченко Г. Где и когда нужно динамическое чтение //Наука и жизнь. 1971. -№9 -С 59.


Не надо думать, что перепроизводство информации — это следствие современного научно-технического прогресса. История хранит много подобных фактов и в прошлом. Древние египтяне зафиксировали в па­пирусах столько сведений о свойствах треугольников и правилах опери­рования числами, что усвоение этого материала оказалось просто не­возможным для их современников. Выход нашли путем замены знаний конкретных случаев знанием общих и регулярно повторяющихся поло­жений — закономерностей. Так родилось новое направление в матема­тике - алгебраические методы решения задач.

Из этого следует, что в условиях современного информационного кризиса, возникшего из-за избытка информации, чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выби-рать лишь существенно новое, составляющее основу знаний, с тем что­бы, используя инструмент мышления, закладывать в нашу память осно вы нового знания.

Изложенная здесь модель процессов обработки информации помо­гает объяснить, что такое быстрое чтение. Это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и вы­полняемое нетрадиционными методами. Таким образом, быстрое чте­ние — не поверхностное чтение "по диагонали", а активный созидатель­ный понятийный процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, в результате чего за­кладывается фундамент нового знания. Вот почему разработка методи­ки обучения быстрому чтению требует не только решения задач управ­ления некоторыми анализаторами: речевыми, слуховыми, зрительными, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности,т.е.опе­раций извлечения и обработки достаточной и необходимой для читателя информации, заложенной в тексте его автором.

Научные и технические тексты (в отличие от художественных) строятся, как правило, по законам логики. Метод быстрого чтения пото­му и обеспечивает высококачественное усвоение прочитанного, что ис­пользует эти законы при извлечении смысловой информации из исход­ного текста. Очевидно, именно поэтому человек, владеющий техникой быстрого чтения, редко читает художественные, произведения быстро. Такое чтение не доставляет ему эстетического наслаждения, хотя, как было показано на примере чтения А. М. Горького, такое чтение в прин­ципе возможно.

Быстрое чтение в Советском Союзе

Еще задолго до того, как психолога принялись за изучение пробле­мы методов чтения, многие выдающиеся деятели литературы и искусст­ва России успешно разрабатывали основные вопросы теории чтения и создавали частные методики и peкомендации для его совершенство­вания.


После победы Великой Октябрьской социалистической революции перед страной встала грандиозная задача — ликвидировать неграмот­ность. Появляется много методической литературы, которая не только учила грамоте, чтению, но и предлагала методы рационального чтения. Методика работы В. И. Ленина с книгой до настоящего времени остает­ся предметом глубокого изучения.

Сохранились воспоминания современников о технике чтения В.И. Ленина. Вот что рассказывает один из ближайших соратников В. И. Ленина В. Д. Бонч-Бруевич: "Читал Владимир Ильич совершенно по-особому. Когда я видел читающего Ленина, мне казалось, что он не прочитывает строку за строкой, а смотрит страницу за страницей и быстро усваивает все поразительно глубоко и точно: через некоторое время он цитировал на память отдельные фразы и абзацы, как будто бы он долго и специально изучал только что прочитанное. Именно это и дало возможность Владимиру Ильичу прочесть такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумиться".

Старая большевичка О. Б. Лепешинская также восхищалась методом его чтения. Однажды она увидела: Владимир Ильич держит в руках и быстро перелистывает какую-то толстую иностранную книжку. Произо­шел такой разговор:

- Владимир Ильич, что вы делаете?

- Как что? — удивленно поднял глаза Ленин. - Читаю.

-Разве так читают? Вы все читаете или только просматриваете?

- Конечно, все — и очень внимательно.

- Но разве можно так быстро читать?

- Вот оно что, — Ленин улыбнулся. — Вы правы: я читаю быстро. Но так надо, я себя приучил к этому. Мне необходимо очень много про­честь. Поэтому медленно читать мне нельзя6,

В 1924 г. вышла книга крупного специалиста в области логики С. И. Поварнина "Как читать книги". Она не утратила своего значения и в наши дни. Ее новое издание вышло в издательстве "Книга" в 1971 г. и еще переиздавалось в последующие годы.

В книге И. В. Ребельского "Азбука умственного труда" (М., 1927), неоднократно переиздававшейся в 20-е гг., приводились полезные советы по выбору рациональных приемов умственной деятельности, в том числе И по технике чтения.

В 1931 г. была издана книга С. Н. Устинова "Развитие навыков устной и письменной речи", в которой специальный раздел посвящался технике быстрого чтения, Излагая приемы, взятые из зарубежных ме­тодик, автор вместе с тем призывал творчески их перерабатывать и ис­пользовать для обучения быстрому чтению разных по жанру текстов.

Шарапов Ю. Я. Ленин как читатель. - М., 1977. - С. 195-196.


Однако обучение быстрому чтению не получило тогда широкого распространения. И только в 60-е гг. вновь возрос интерес к этой проб­леме. В 1966 г. одесские исследователи И. 3. Постоловский и Е. Г. Семе­нов начали эксперименты по обучению быстрому чтению с использова­нием разработанного ими прибора7.

В 1971 г. в Алма-Ате филиал Центра по научной организации труда Министерства геологии Казахской ССР разработал и выпустил методиче­ское пособие по обучению быстрому чтению с помощью специально раз­работанного тахистоскопа "Алма-Ата". Прибор аналогичен зарубежному фразоскопу. Основа курса обучения - тренировка на тахистоскопе. По мере приобретения обучающимися навыков в быстром чтении от­дельных групп слов занятия с тахистоскопом дополняются элементами других (безаппаратных) методов, например словесными играми и ме­тодом регламентированного чтения.

В Минске в БГУ им. В. И. Ленина под руководством психолога С. П. Цурановой с 1971 г. организовано обучение быстрому чтению сту­дентов, школьников и специалистов различных отраслей народного хо­зяйства.

На Каунасском радиозаводе инженер Ю. С. Якштис организовал постоянно действующую школу быстрого чтения. Особый интерес пред­ставляет выполненное им исследование сохранения навыка быстрого чтения. После трех лет было проведено повторное тестирование 50 че­ловек, окончивших школу быстрого чтения. Снижение скорости чте­ния за этот период у большинства испытуемых не обнаружено. По мето­дике Ю. С. Якштиса обучено более 500 инженерно-технических работни­ков Каунасского радиозавода. Скорость чтения увеличивается у обучае­мых в 2,5 раза. В результате обучения производительность индивидуаль­ного труда повышается на 6 %.

В 1970 г» в Новокузнецком педагогическом институте создана лабо­ратория динамического чтения. Курс обучения динамическому чтению построен в соответствии с основными принципами дидактики и методи­ки среднего и высшего образования в СССР. Он является органической частью учебного процесса системы образования, дополняет и развивает основные дидактические положения обучения.

В последние годы в Советском Союзе значительно повысился инте­рес к быстрому чтению. В Ленинграде успешно проводят обучение по разработанному нами методу ряд инструкторов-методистов. В Институте культуры имени Н. К. Крупской введено факультативное обучение студентов. Экспериментальное обучение ведется и в Военно-инженерном институте имени А. Ф. Можайского. Проводятся исследования и в других городах страны: Калининграде, Вильнюсе, Перми, Новокузнецке, Вла­дивостоке.

7 См.: Известия. - 1974. - 24 аир.


Большое значение для пропаганды быстрого чтения и дальнейшего развития теории и практики обучения имеют научно-практические кон­ференции по этой проблеме, которые проходили в 1982 и в 1986 гг. в Новокузнецке. В их работе участвовало более 500 научных работников I педагогов из многих городов страны, было заслушано более 100 док­ладов и сообщений.

С каждым годом все больше специалистов народного хозяйства, ученых и студентов, школьников и инженеров овладевают быстрым чтением.

Методика самостоятельных занятий

Методы психофизиологического воздействия, положенные в основу наших упражнений, отличаются тем, что при кажущейся своей простоте они обеспечивают глубинное воздействие на тонкие механизмы мозга. Именно в этом принципиальное отличие нашей методики от других, опубликованных в Советском Союзе и за рубежом. Весьма желатель­ным компонентом обучения является также проведение в рамках наших занятий методов психофизического саморегулирования - аутогенной тренировки. Как известно, аутогенная тренировка представляет собой научную психологическую дисциплину, а именно методику самовнуше­ния, которая позволяет посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой8. В процессе обучения быстрому чтению роль представлений, внимания и эмоционального состояния исключительно велика. Как показывает наш многолетний опыт, эффективность заочного обучения на курсах быстрого чтения при самостоятельном освоении метода значительно возрастает в том случае, если обучающиеся используют специальные сеансы аутогенной тренировки.

Сравнительные исследования показали, что сеансы аутогенной тре-нировки на 40 % повышают эффективность обучения на курсах. Чем же Объяснить это? Чтение в значительной степени процесс подсознательный. Большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Означает ли это, что мы не можем воздействовать на эти процессы? Регулировать и "обучать" происходящее на уровне бессознательного Психического? Достижения психологии свидетельствуют о том, что уп­равлять этими процессами задача вполне реальная9. Более того, разра-

8См.: Ханнес Линдеман. Аутогенная тренировка. - М., 1985. 9 См.: Бессознательное: Природа, функции, методы исследования: В 4 т. - Тби-лиси, 1985.


ботан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознатель­ном уровне. В ряде этих упражнений важная роль принадлежит аутоген­ной тренировке. Вот почему в настоящем издании нам хотелось вос­полнить этот пробел. В нем даны дополнительные упражнения, основан­ные на состоянии покоя и релаксации (расслабленности). Это поможет каждому использовать дополнительное и очень сильное средство активи­зации обучения. В связи с этим весьма желательно элементарное вла­дение техникой аутогенной тренировки. Этому помогут пособия, приве­денные в списке литературы. Рекомендуемые формулы внушения для занятий AT даны в прил. № 2. Как уже указывалось, освоение метода быстрого чтения - процесс приобретения новых навыков умственной деятельности.

Современная педагогика различает три уровня научения: приобре­тение знаний, образование умений и формирование навыков. К знани­ям относят конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы и правила, отражающие определенные закономерности в данной предметной области, а также теоретические обобщения и связанные с этим термины и определения. Под умениями понимаются практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, в дальнейшем смогут способствовать получению новых знаний (например, умение читать на иностранном языке становится источником получения новых знаний из литературы на этом языке). Навык - это действие, которое характеризуется высокой мерой освоения, причем выполнение самого действия становится на-столько автоматизированным, что сознательный контроль над его вы­полнением практически исчезает.

Обязательное условие успешности самостоятельного обучения -непрерывность его цикла, регулярность занятий, полнота и систематич­ность выполнения всех упражнений. Шесть месяцев занимает цикл трени­ровок. Период занятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени выделить ежедневно для тренировок 30—40 мин.

Другое обязательное условие — сознательное освоение упражнений при глубоком понимании сущности выполняемых действий. Вряд ли можно достигнуть успеха, если начать, например, тренировки, не поняв рекомендуемых приемов.

Главная особенность предлагаемой методики — активное и осознан­ное участие самого обучающегося в целенаправленном изменении тех интимных процессов, которые связаны с реализацией программ умст­венных действий. Без осознания этого, без вовлечения в опосредован­ную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечива­ющую перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чте­ния невозможно. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитан­ное без познания сути процессов самого чтения нельзя, и именно поэ­тому методы, основанные только на использовании приборов, чаще все­го и не имеют успеха. Они тренируют только следственные факторы:


движение глаз, периферические механизмы речи и слуха. Приборы ока-зывают слабое воздействие на мозговые центры, управляющие процес-сами чтения. Вот почему результаты такого обучения поверхностны и • изданный с их помощью неустойчивый стереотип чтения разрушается довольно быстро. Не могут дать положительных результатов и другие методики, в том числе и безаппаратные, не содержащие в своем арсе­нале упражнений, активно воздействующих на механизмы мозга.

Освоение метода быстрого чтения глубоко индивидуально. В нашей практике не было еще случая, чтобы все учащиеся одинаково успешно осваивали упражнения и теоретический курс. Каждый сам выбирает для себя темп и методику наращивания скорости чтения. Отдельные уп­ражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой задачи. Русский ученый Н. А. Рубакин писал, что лучший метод чте­ния - это тот, который читатель сам для себя выбирает10. Таким обра­зом, общая задача обучения — сформировать новые программы умст­венных действий, новые коды. Средства и сроки ее решения каждый обучающийся выбирает самостоятельно.

И наконец, третье обязательное условие успешного овладения мето­дом быстрого чтения - постепенность наращивания скорости и приобре­тения навыков. Это означает, что необходимо следовать таким извест­ным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда твер­до освоены предыдущие.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений первого урока, необходимо провести некоторые подготовительные работы.

Материалы и инструмент. Для занятий нужно иметь: 1) секундомер или часы с секундной стрелкой, возможно использование также элект-ронных наручных или настольных часов с цифровой индикацией секунд­ных интервалов; 2) экран мысленного взора. Возьмите половину боль­шого листа ватмана (ее размер 430X400 мм). Проведите рамку зеленым фломастером или краской на расстоянии 10 мм от края. Образуется внутренний прямоугольник размером 410X380 мм. Укрепите лист кноп­ками на стене в удобном на все время занятий месте узкой стороной горизонтально. Экран мысленного взора — это своего рода демонстра­ционная доска, на которой отрабатываются основные элементы упраж­нений техники быстрого чтения и аутогенной тренировки; 3) комплект таблиц Шульте для тренировки зрительного аппарата.

План занятий. Советуем спланировать свое время так, чтобы на пе­риод занятий — 6 месяцев вас не отвлекали другие дела (командировки, туристические поездки, загородные прогулки). Приступая к занятиям, вы должны быть уверены в том, что ничто не помешает довести их до конца. Каждый урок требует 2—3 недели интенсивных тренировок. При

10 См.: Рубакин И, А. Избранное: В 2 т. - М., 1975. - Т. 2. - С. 138.



необходимости можно увеличить время для отработки отдельных уп­ражнений. Однако во всех случаях общая продолжительность занятий не должна превышать 24 недели. При появлении каких-либо серьезных мешающих факторов лучше прервать занятия и начать их заново в благоприятное для вас время. Для успешной работы следует наметить предварительный план работы и стараться неукоснительно следовать ему. Образец примерного плана занятий показан в приложении № 1. Реко­мендуем также в процессе занятий вести дневник обучения, где отме­чать успехи и трудности. Числовые результаты скорости чтения конт­рольных текстов фиксировать на специальном графике, образец кото­рого показан на рисунке 29, стр. 140.

Рабочее место, режим занятий. Оптимальным следует считать еже­дневные занятия дома. Продолжительность каждого занятия 30—40 мин. Желательно работать в одно и то же время. Рабочее место должно быть хорошо и ровно освещено. На столе ничего лишнего. Ничто не должно отвлекать от занятий. Полезно вспомнить правила гигиены умствен­ного труда11. Настоятельно рекомендуем читать не только в положении сидя, но большую часть времени в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности типа бюро или конторки. Во время занятий по­лезно делать небольшие перерывы. Прежде всего расслабиться, дать отдых глазам. Посмотреть в окно вдаль, затем на передний план. Хоро­шо, если перед глазами будет любимые картина, фотография, предмет. Полезны несложные физические упражнения. Спокойная тихая музыка также создает благоприятные условия для полноценного отдыха. На­конец, комплекс упражнений аутогенной тренировки позволит в необхо­димых случаях полностью снять психические нагрузки, настроиться на отдых или занятия. Соответствующие формулы внушения приведены в приложении № 2. Следует помнить, что период освоения техники быст­рого чтения потребует мобилизации душевных и физических сил. Ра­циональный режим дня, полноценный ночной сон, компенсированное питание — все эти факторы создадут благоприятные условия для полу­чения желаемых результатов.

11 См.: Нагорный В. Э. Гимнастика для мозга. - М„ 1982.


Собирать книги не трудно, трудно уметь просматривать книги. Просматривать книги не трудно, трудно уметь читать книги. Читать книги не трудно, трудно уметь использовать прочитанное. Ис пользовать прочитанное не трудно, труд но уметь запомнить.

Чжан Чао Тени спокойных снов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: