Динамика чтения

Развитие науки, ускорение научно-технического процесса - это ключевая задача экономического и социаль­ного совершенствования общества, в решений которой большая роль принадлежит научной, научно-технической и научно-популярной лите­ратуре, являющейся как бы зеркалом научно-технического прогресса и вместе с тем его двигателем и стимулятором. Научная и техническая книга - не только источник информации о достижениях науки и тех­ники, но и реальное средство внедрения их в практику, передачи пере­дового опыта, повышения эффективности труда. Как отметили акаде­мик А. Яншин и ученый секретарь РИСО АН СССР Е. Лихтенштейн, "...усилия всех, кто занят созданием, изданием, распространением и использованием научной, технической и научно-популярной литературы, должны быть сосредоточены на том, чтобы издаваемые книги и журналы содействовали успешному решению задачи всестороннего и планомер­ного совершенствования социализма, ускорению научно-технического прогресса. Необходимо выработать стратегию и тактику дальнейшего развития научно-технического книгоиздания, повышения его качества и эффективности, сделать так, чтобы каждая книга активно работала". Не вызывает сомнения тот факт, что в решении задачи эффектив­ного использования огромных книжных богатств, в повышении "актив­ности работы каждой книги" решающая роль принадлежит процессу чтения. Именно в процессе чтения происходит овеществление знаний, зафиксированных в книгах, журналах и других источниках информа­ции. Член-корреспондент АН СССР Н. Моисеев писал: "Мерилом уровня развития современного человека становится его умение работать с ин­формацией. Не бояться больших массивов информации должен теперь любой высококвалифицированный специалист, в какой бы области зна­ния он ни работал. И это касается уже не только инженера или ученого. Рабочему, занятому на сложной технологической линии, управляющему

1 Кн. обозрение. - 1985. - 6 дек. - С. 2.


станками с программным управлением или использующему роботы, тоже необходимо уметь работать с информацией"2.

Велика роль чтения и в процессе обучения. В Советском Союзе различными видами обучения охвачено более 85 млн. человек. Поэтому увеличение скорости чтения, его продуктивности в значительной мере повысило бы эффективность обучения на всех уровнях: в школе, сред-них и высших учебных заведениях, институтах повышения квалифика­ции руководящих и инженерно-технических работников.

Проведенные в Харьковском пединституте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует пря­мая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на "хорошо" и "от­лично" учатся 53 %, а среди медленно читающих — только 4 %.

Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказывается на их учебе в институте, Специальные корреспонденты "Известий" Э. Максимова и И. Преловская в "Письмах из кораблестроительного института" писали: "Из института отчисляется приблизительно каждый четвертый, и показатель не меняется уже несколько лет. Школа подол­гу жует материал, медленный темп расслабляет ум, а в вузе новой ин­формацией набита каждая минута. Тем более на первых двух курсах"3. Школьная реформа, представляющая собой, как известно, долговремен­ную программу совершенствования среднего образования, предусмат­ривает активизацию работы школьников. Введение нового курса "Ос­новы информатики и вычислительной техники" - первый шаг на этом пути.

Проведенное в ряде школ Москвы обучение методом быстрого чтения учеников старших классов показало их большую заинтересо­ванность, благоприятно сказалось на активизации учебного процесса в целом.

Самым динамичным звеном, ответственным за соединение образо­вания и науки с производством, является высшая школа. Как считают многие специалисты высшей школы, институт должен не только давать молодому человеку определенную сумму знаний, а главным образом обучить способности к самообразованию, "научить учиться", и прежде всего ориентироваться в обилии информационных источников. Экспе­рименты по обучению методам быстрого чтения группы студентов и аспирантов Московского энергетического и других вузов Москвы по­казали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления, способ­ствует рациональной организации учебного процесса в высшей школе. Методика обучения демонстрировалась на ВДНХ СССР в павильоне "Народное образование" и была отмечена бронзовой медалью.

2 Известия. - 1984. - 31 авг.

3 Известия. -1985.-20 мая.


Опыт использования методики обучения в ряде московских отрас-твых институтов повышения квалификации также выявил ее эффек­тивность при обучении руководящих инженерно-технических работни­ков. Это позволяет считать, что быстрое чтение —одно из средств совер­шенствования учебного процесса для самых различных уровней обу­чения, от начальной до высшей школы. Однако это еще не полный ответ на вопрос, почему нужно учиться читать быстро. Другая, не менее важная сторона этой проблемы — необходимость изучения все увеличивающихся потоков научно-технической и производственно-экономической инфор­мации.

Один из советских исследователей динамики чтения М. Волынский приводит такие данные:

XV в. - за полвека отпечатано во всем мире 30 тыс. различных
книг;

XVI в. — 250 тыс. названий книг;.

XIX в. — более 7 млн.названий книг;

XX в. — около 25 млн. названий книг (прогноз).

Население земного шара с 1750 по 1950 г. выросло в 3 раза, а число книг более чем в 800 раз. С 1950 по 1970 г., но данным ЮНЕСКО, миро­вая книжная продукция увеличилась в 2 раза по числу изданий и в 3 раза ПО тиражам. Книгопечатание обрушило на читателей информацию всех 30 веков человеческой культуры.

Что стоит за этой "книжной Ниагарой"? Люди, профессионально и традиционно связанные с книгой, всегда читали много, но рост книгоиз­дания не пропорционален увеличению числа "профессиональных" чита­телей и тем более не связан с увеличением времени, которое они могут посвятить книге.

В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно все больше и больше. По подсчетам, специалисту, например, в области вычислительной техники необходимо просматри­вать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Со­вершенно очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить такой Объем печатной продукции просто невозможно. Чтение текстов с экра­нов выводных показывающих устройств ЭВМ (дисплеев) также требует обучения. Проведенные исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируются к новым видам текс-ГОВ и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах дис­плеев.

Таким образом, изменения в структуре производственных процес-сов общества свидетельствуют о том, что чтение, которое до недавнего времени было в основном средством обработки научно-технической и экономической информации, все больше становится непосредственным участником производственной деятельности, составляя его неотъемле­мую часть. В связи с этим повышение скорости чтения, его продуктив-


ности является стимулом повышения производительности труда, эф­фективности и качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: